Галахад

Материал из Энциклопедия мифов
Перейти к: навигация, поиск
Галахад
Galahad1.jpg
Галахад
Мифология: английская мифология, валлийская мифология
Пол: мужской
Связанные события: Легенды

Галахад,Гвальхмаи, сын Гвиар - самый могучий рыцарь короля Артура, которого позднейшая традиция превратила в Ланселота (от фр. lance – «копье»; другое его имя – Галахад, происшедшее от Гвальхмаи). Избранник Грааля, которому суждено исцелить Увечного Короля и удостоиться посвящения в мистерии священной чаши. Образ Галахада — плод обработки легенды о Граале монахами-цистерианцами, которая практически стерла более древние, языческие ее аспекты и лишила легенду былой притягательности. Романы прозаического цикла «Вульгата» называют Галахада сыном дочери короля Пеллеса Элейны и Ланселота Озерного, Галахад был зачат в замке Корбеник. В начале романа «Ланселот» упоминается, что Ланселот также получил при крещении имя Галахад: таким образом, создается необходимое звено, соединяющее архетипического рыцаря-любовника и мистического избранника.

Мотив его любви к королеве Гвенвифар в древнем своде валлийских преданий «Мабиногион» отсутствует. В валлийской традиции имя королевы Гвиневеры выглядит как Gwenhwyfar – Гвенвифар. Исходя из молчания «Мабиногиона» на сей счет можно с уверенностью говорить, что история о преступной любви Ланселота (Гвальхмаи) и королевы Гвиневеры – это плод больной фантазии французских трубадуров.

Galahad2.jpg
История Галахада изложена в основном в «Поисках Святого Грааля», где рассказывается о том, как, будучи посвящен в рыцари, юный герой прибывает ко двору короля Артура и выдерживает испытание Погибельным Сиденьем, а затем Мечом в Камне. Оба эти испытания призваны подтвердить его превосходство.

В поздних версиях легенды Галахад заменяет Персеваля в качестве главного героя и, достигнув Грааля, исцеляет Увечного Короля: Несмотря на то, что от текста к тексту детали могут меняться, сам этот персонаж и его роль остаются неизменны.

Galahad3.jpg

Галахад, несоизмеримо превосходящий отца в духовном смысле, призван воплотить идеал, в котором слились идеи христианства и куртуазного рыцарства, прошлая и будущая эпохи. По линии отца он происходит от Давида и Иосифа Аримафейского, а по линии матери — из семьи королей Грааля. Тем самым, он предстает живым воплощением библейской истории, и ему суждено исцелить недуги неспокойного артуровского мира.

Galahad4.jpg

Сторонники другой гипотезы пытаются привязать имя «Галахад» к таким названиям, как Галисия (в Северной Испании), Галатия (в Малой Азии), Галлия и т.д., то есть к топонимам на территориях, некогда находившихся в сфере кельтского влияния.

Имя «Галахад» пытались связать как с персонажем валлийских легенд Гвальмахаи, сыном Гвиара, который в «Килох и Олвен» назван самым могучим рыцарем короля Артура, так и с кельтскими топонимами. Р. Ш. Лумис утверждал, что ко времени создания рыцарских романов фигура Гвальмахаи, имя которого с натяжкой можно интерпретировать как «копье», «раздвоилась» на Ланселота (франц. Lance — копье), первого рыцаря Логрии, и Галахада.

В. Эрлихман «Король Артур»: Стр. 127-128: В повести «Герайнт, сын Эрбина» Гвальхмаи назван «старшим над 9 дружинами Артура». Он не только отважен, но и щедр, великодушен, красноречив; в позднем сочинении «24 рыцаря двора Артура» (валлийское произведение 15 в.) он получает эпитет «златоустый» (davod aur). Именно красноречие позволяет ему добиваться своих целей, в чем его сгоряча обвиняет Кай – «Гвальхмаи всего достигает сладкими речами, а не мечом, как мы». Он красавец, награжденный в валлийском фольклоре прозвищем Гваллтавин «сияющие волосы».

Гвальхмаи, сын Гвиар (кстати, это имя матери, а не отца), упоминается в таких мабиногах (древних сказаниях) Уэльса, как «Килох и Олвен», «Передур, сын Эвраука», «Герайнт, сын Эрбина».

Подводя итоги вышесказанному, я хочу сказать, что Гвальхмаи, сын Гвиар, - был образцом добродетельного и славного языческого героя так же, как впоследствии стал образцом добродетельного христианского рыцаря Ланселота.

Валлийские источники предшествуют по времени создания всем рыцарским романам, соответственно любая инфа из них достовернее и ближе к реальности, чем все написанное французскими романистами впоследствии.

Краткий обзор хронологии источников по легендам о короле Артуре:

Ок. 600 – Валлийский бард Анейрин складывает поэму «И Гододдин», в которой описывает сражение при Катеррике и упоминает «военачальника Артура»: стаи воронов слетаются туда, где прошелся по рядам врагов Артуров меч.

Ок. 600-700 – складываются валлийские триады. Стив Блейк, Скотт Ллойд «Пендрагон», стр. 72: датировка самих манускриптов с триадами не ранее 1225 г.

1155 – Роберт Вас сочиняет «Роман о Бруте» – стихотворное переложение «Истории бриттов» Гальфрида Монмутского. Роберт Уэйс (Wace) первым упоминает Круглый Стол. («Пендрагон» Стив Блейк, Скотт Ллойд).

Ок. 1160-1190 – Кретьен де Труа пишет свою «пятерицу» - 5 рыцарских романов «из жизни короля Артура и его двора»: «Эрек и Энида», «Клижес», «Рыцарь телеги или Ланселот», «Ивейн» и «Персеваль». У Кретьена мы встречаем первое упоминание о Граале; впрочем, французский поэт называет Граалем особого вида блюдо, но никак не чашу Тайной Вечери, в которую затем налили кровь распятого Христа. Тут можно вспомнить хрониста 13 в. Гелинанда, который упоминал о «глубоком и обширном блюде, на кое много мяса кладется… и зовется то блюдо градалем (gradal)». Для Кретьена Грааль был символом красоты и тайны, но религиозного смысла в этот образ французский поэт не вкладывал.

1165 – Кретьен де Труа впервые упоминает в своей поэме имя Ланселота. Там же содержится первое упоминание Камелота в качестве Двора Артура. («Пендрагон» Стив Блейк, Скотт Ллойд).

«Мабиногион» (из предисловия): дошел до нас в виде двух рукописных сводов древней валлийской литературы: Белая Книга Ридерха (ок. 1325 г.) и Красная Книга Хергеста (ок. 1400 г.). Ученые полагают, что мабиноги записаны не ранее 11 и не позднее 12 в. В 12 в. на валлийский язык перевели сочинение Гальфрида Монмутского, что усилило интерес к легендарному прошлому.

Однако Мабиноги Уэльса – это старинные предания, которые долгое время существовали исключительно в виде сказаний, передававшихся из уст в уста. Их поздно записали, но их архаичность по сравнению с рыцарскими романами не подлежит сомнению.

1469-1470 – сэр Томас Мэлори, находясь в тюрьме, пишет «Историю короля Артура и его рыцарей Круглого Стола».

1485 – Уильям Кэкстон печатает сочинение Мэлори, называя «Смерть короля Артура».