Диана

Материал из Энциклопедия мифов
Перейти к: навигация, поиск
Диана
Файл:Peter Paul Rubens - Diana Returning from Hunt - WGA20290.jpg
Возвращение Дианы с охоты. Рубенс, Петер Пауль
Мифология: римская мифология
Пол: женский
В иных культурах: Кибела
Отец: Уран
Мать: Гея
Брат: Кронос
Супруг: Кронос
Дети: Зевс, Посейдон, Гера и другие
Связанные события: Легенды

Диа́на (лат. Diana, возможно, тот же индоевропейский корень, что дэв, Див, Зевс, лат. deus 'бог') в римской мифологиибогиня растительного и животного мира, охоты, женственности и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны; соответствует греческим Артемиде и Селене.

Позднее Диану также стали отождествлять с Гекатой. Диану ещё называли Тривией — богиней трёх дорог (её изображения помещались на перекрёстках), это имя толковалось как знак тройной власти: на небе, на земле и под землёй. Также Диану отождествляли с карфагенской небесной богиней Целестой. В римских провинциях под именем Дианы почитали местных духов — «хозяек леса».

В Риме культ Дианы считался «иностранным» и не распространённым в патрицианских кругах, однако был популярен среди рабов, которые обладали в храмах Дианы неприкосновенностью. Царь Сервий Туллий, по преданию, сам рождённый в рабстве, посвятил Диане храм на римском холме Авентин. Годовщина основания храма считалась праздником рабов.

С храмом Дианы на Авентине связано предание о необыкновенной корове, владельцу которой было предсказано, что тот, кто принесёт её в жертву Диане в этом храме получит власть над Италией. Царь Сервий Туллий, узнав об этом, хитростью завладел коровой, принёс её в жертву и прикрепил рога к стене храма.

В честь Дианы назван астероид (78) Диана, открытый в 1863 году.

Изображали с полумесяцем на голове и факелами в руках, в длинной одежде.

Этимология[править]

Диана (произносится с длинной 'и' и 'а') — адъективная форма, произведённая от древнего divios и позднее divius, dius, как в имени божеств Диус Фидус, Деа Деа, а также в нейтральной форме dium, что означает небеса. Корнями слово уходит индоевропейское d(e)y(e)w, что означает яркий день или дневной свет, от которого произошло имя ведийского бога Дьяус и латинское слово deus, что означает бог или dies — день, дневной свет.

Считается, что на таблицах Пилоса теоним διϝια употреблялся как упоминание предтечи Артемиды. Современные исследователи в основном поддерживают эту теорию.

Древние римские писатели Марк Теренций Варрон и Марк Туллий Цицерон рассматривали этимологию Дианы родственной слову dies и связывали с сиянием луны.

Наследие[править]

Богиня слыла покровительницей плененных Римом латинян, плебеев и рабов. Годовщина основания храма Дианы на Авентине, одном из семи римских холмов, считалась их праздником, что обеспечило богине популярность среди низших классов.

Также считалось, что Диана участвовала в Троянской войне, где греки одержали победу.

В религии[править]

Культ Дианы был родственен культу Ницневин (также известной, как Дама Хабонд, Перчта, Херодиана и так далее) в Европе периода Нового времени. Она была связана с мифами о женской Дикой охоте.

Викка[править]

Сегодня есть ветвь Викки, названная Дианической (англ. Dianic Wicca), которая характеризуется чрезвычайным фокусом на женском аспекте Божества. Имя Дианы также используется как третье божественное имя в викканском энергетическом пении — «Изида Астарта Диана Геката Деметра Кали Инсанна».

Стрегерия[править]

В Италии «старая религия» включает в себя богиню Диану, как Королеву ведьм; ведьмы — мудрые женщины, целительницы. Там говорится, что Диана создала мир из себя, имея в себе семена всех созданий, которые были и будут. Так же было сказано, что вне себя она разделила свет и тьму, оставив для себя тьму и создав своего брата Аполлона, свет. Диана была любима и правила вместе со своим братом Аполлоном, богом солнца.

В языке[править]

Как румынское слово для обозначения фей, Zânǎ, так и леонское слово для «водной нимфы» ксана, вероятно, происходят от имени Дианы.

См. также[править]