Дикий человек

Материал из Энциклопедия мифов
Перейти к: навигация, поиск
Файл:ADurerWoodwoses1499.jpg
Дикие люди поддерживают гербы на портрете Альбрехта Дюрера, 1499 (Alte Pinakothek, Munich)

Дикий человекмифическое существо, которое появляется в искусстве и литературе средневековой Европы. Изображался покрытым волосами или шерстью и зачастую вооружённым дубиною. Его образы использовались в геральдических гербах, в первую очередь в Германии. Ранние гравёры в Германии и Италии (например, Мартин Шонгауэр и Альбрехт Дюрер) весьма любили изображать диких мужчин, диких женщин и дикие семьи.

Терминология[править]

«Дикий человек» и производные от него являются общим термином для обозначения данного существа в большинстве европейских языков<ref name="Bernheimer—1979——42" group="">Bernheimer, 1979, с. 42</ref>. В России он известен как Дивий (дикий) человек<ref name="Белова—1999——92" group="">Белова, 1999, с. 92</ref>, в Англии — wild man, в Германии — wilder Mann, во Францииhomme sauvage, а в Италии — huomo selvatico<ref name="Bernheimer—1979——20" group="">Bernheimer, 1979, с. 20</ref>. Существует также определённое число местных форм, включая древнеанглийское слово «вудеваса» (др.-англ. wudewasa) и среднеанглийские «водвос» (Шаблон:Lang-enm) или «вудхаус» (Шаблон:Lang-enm)<ref name="Bernheimer—1979——42" group="">Bernheimer, 1979, с. 42</ref>. Эти английские термины предполагают связь с лесами и до сих пор сохраняются в современном английском языке, например, в имени писателя, сэра Пэлема Грэнвила Вудхауза. В древневерхненемецком языке имелись термины schrat, scrato или scrazo, которые появляются в глоссариях латинских слов как переводы для fauni, silvestres и pilosi, идентифицируя создания как волосатые лесные существа<ref name="Bernheimer—1979——42" group="">Bernheimer, 1979, с. 42</ref>.

Некоторые из местных названий предлагают связи с героями из древней мифологии. Так, например, термин salvan или salvang, общий для Ломбардии и италоязычных частей Альп, происходит от латинского Сильванус, названия римского бога садов и сельской местности<ref name="Bernheimer—1979——42" group="">Bernheimer, 1979, с. 42</ref>. Точно так же в фольклоре Тирольской и немецкоязычной Швейцарии в XX веке была дикая женщина, известная как Fange или Fanke; эти имена происходят от латинского слова «fauna», женский род фавна.

Средневековые немецкие источники дают в качестве имён для дикой женщины lamia и holzmoia (с некоторыми вариациями)<ref name="Bernheimer—1979——35" group="">Bernheimer, 1979, с. 35</ref>; предыдущее имя отсылает к греческому дикому демону Ламии (Lamia), в то время как последнее происходит от Майи (Maia), греко-римской земли и богини изобилия.

Различные языки и традиции включают в себя названия, имеющие сходства со словом «Оркус» (Orcus), именем римского и италийского бога смерти<ref name="Bernheimer—1979——42" group="">Bernheimer, 1979, с. 42</ref>. Много лет люди в Тироле называли дикого человека Orke, Lorke или Noerglein, в то время как в некоторых частях Италии он был orco или huorco<ref name="Bernheimer—1979——42–43" group="">Bernheimer, 1979, с. 42–43</ref>. Французское слово «людоед» («ogre») имеет то же самое происхождение, что и современные литературные орки.

Особенности образа[править]

Как и подразумевает название, ключевая особенность дикого человека — его дикость. «Цивилизованные» жители расценивали диких людей как существ из дикой местности и противопоставляли цивилизации. Как отметил специалист Дороти Ямамото, «дикая местность», населяемая этим диким человеком, в действительности не указывает место полностью вне человеческой досягаемости, а скорее территории на краю цивилизации, место, населяемое охотниками, преступниками, религиозными отшельниками, пастухами<ref name="Yamamoto—2000——150–151" group="">Yamamoto, 2000, с. 150–151</ref>.

Другие особенности развивались и преобразовывались в различных контекстах. С древних времён источники связали диких мужчин с волосатостью; к XII веку они почти неизменно описывались как имеющие целый волосяной покров, покрывающий всё их тело за исключением рук, ног, лица выше их длинных бород, а также грудей и подбородков женщин<ref name="Yamamoto—2000——145, 163" group="">Yamamoto, 2000, с. 145, 163</ref>.

В славянской мифологии[править]

В славянской мифологии — персонажи народной демонологии, мифические лесные существа<ref name="Белова—1999——92" group="">Белова, 1999, с. 92</ref>. Названия восходят к двум родственным праславянским корням *dik- и *div-, сочетающим в себе значения «дикий» и «удивительный, странный, чужой»<ref name="ЭССЯ—1978——35—36" group="">ЭССЯ, 1978, с. 35—36</ref>.

Дикарь, дикий, дикой, дикенький мужичок (рус.) — леший; предстает в виде человека небольшого роста, с огромной бородой и хвостом (сарат.). Сходный образ имеют укр. лісови люди (бородатые, косматые старики; одаривают серебром того, кто вытрет им нос). Ср. также костромское дикий чёрт; вятское диконький нечистый дух, вызывающий паралич; укр. лихий див «болотный дух, насылающий лихорадку». Діка баба (укр.. карпат.) — женское демоническое существо, отличается красотой, передвигается с помощью сапог-скороходов; обменивает детей и пьёт их кровь, соблазняет молодых мужчин.

Некоторые восточнославянские свидетельства о «диких людях» перекликаются с книжными легендами о дивиих людях (чудесных народах с необычным обликом, упомянутых в «Александрии» — средневековом романе о походах Александра Македонского) и поверьях о мифических народах. Дивные люди небольшого роста, красивые, с приятными голосами, живут в горных пещерах, обладают даром предвидения (рус. урал.); одноглазые дзикие людзи живут за морями, поедают людей и пьют баранью кровь (бел. волковыс.); дзикий народ — заморские обитатели, покрыты шерстью, с длинными хвостами и ушами, как у вола; не умеют говорить, только пищат (бел. сокольск.)<ref name="Белова—1999——92" group="">Белова, 1999, с. 92</ref>.

См. также[править]

Примечания[править]

<references group=""></references>

Литература[править]

<span id="interwiki-de-ga" />