Дионис

Материал из Энциклопедия мифов
Перейти к: навигация, поиск
Дионис, Вакх (Διόνυσος, Διώνυσος)
Dionis.jpg
'
бог плодоносящих сил земли, виноградарства и виноделия
Мифология: Древнегреческая мифология
Пол: мужской
В иных культурах: Сабазий,Осирис, Серапис, Митра, Адонис, Амон, Либер
Отец: Зевс
Мать: Семела
Связанные события: Легенды

Общие данные[править]

Дионис (др.-греч. Διόνυσος, Διώνυσος, микен. di-wo-nu-so-jo, лат. Dionysus), Ва́кхос, Ба́хус, Вакх (др.-греч. Βάκχος, лат. Bacchus) греч. — бог плодоносящих сил земли, виноградарства и виноделия, сын Зевса и Семелы.

Рождение Диониса[править]

Ревновавшая мужа Гера посоветовала Семеле попросить Зевса появиться перед ней во всем своем великолепии на колеснице, запряженной огнедышащими конями. Зевс после долгих уговоров согласился. Яркая молния сверкала в руках Зевса. Удары грома сотрясали дворец Кадма, отца Семелы, пожар охватил покои его дочери.

Пламя жгло Семелу, от такого, потрясения она родила шестимесячного младенца, а сама умерла.

Но разве мог погибнуть сын царя богов Зевса?

Из земли вырос густой зеленый плющ, он прикрыл от огня ребенка. Чтобы ребенок не погиб, Зевс зашил его в свое бедро, и в назначенное время окрепший ребенок появился на свет. Зевс попросил Гермеса отдать сына на воспитание сестре Семелы Ино и ее мужу Афаманту. Гера не успокоилась и наказала Афаманта безумием.

Гермесу едва удалось спасти ребенка от смерти, он перенес Диониса в Нисейскую долину и отдал на воспитание нимфам, которых позже Зевс в награду взял на небо, и они стали созвездием Гиад. А Дионис вырос сильным и прекрасным, он нашел виноградную лозу и отдал ее Икарию.

Дионис стал богом плодородия, вина, дающего людям силы и радость, но и отнимающего разум, если употреблять его не в меру Ему поклоняются вакханки, менады, следуя за ним по пятам, они украшают себя виноградными листьями, танцуют, поют гимны, в честь прекрасного молодого бога.

Воспитание Диониса[править]

Вместе с менадами и козлоногими сатирами бродит Дионис по всему свету, его сопровождает воспитатель, старый сатир Силен. Дионис приходит в разные страны и обучает людей виноградарству и виноделию. По дороге с ним происходят разные истории. Так, разбойники Тирренского моря захотели взять его в плен и продать в рабство. Но оковы спали с ног Диониса, а паруса и мачты корабля тирренских разбойников были обвиты виноградными лозами, по кораблю разлилось благовонное вино. От страха разбойники кинулись в море и были превращены в дельфинов.

На острове Наксос Дионис увидел брошенную Тесеем Ариадну, полюбил ее и взял в жены. Гера пыталась также наслать на него безумие, но Кибела - Рея излечила его.

Дифирамбы[править]

Дионис снимает с людей груз земных забот, бытовых обязанностей, умеряет горе, и за это они чтят бога, устраивают праздники в его честь: Великие или городские Дионисии, Леней, Малые или сельские Дионисии. На этих празднествах происходили торжественные-шествия одетых в козлиные шкуры людей, пелись гимны-дифирамбы Дионису. Из этих дифирамбов родились впоследствии греческая трагедия (буквально «песнь о козле») и другие театральные представления в Афинах. Дионис был очень популярен в этом городе, его постоянно сравнивали с Аполлоном и воздавали почести наряду с ним. Во времена праздников не взыскивали долги, отпускали на поруки узников, никого не арестовывали, чтобы все могли в равной мере отпраздновать рождение славного бога Диониса.

Гимн[править]

Вот один из нескольких гимнов, посвященных Гомером Дионису:

Шумного славить начну Диониса, венчанного хмелем, 
Многохвалимого сына Кронида и славной Семелы. 
Пышноволосые нимфы вскормили младенца, принявши 
К груди своей от владыки-отца, и любовно в долинах 
Нисы его воспитали. И, волей родителя-Зевса, 
Рос он в душистой пещере, причисленный к сонму бессмертных. 
После того, как взрос он, богинь попечением вечных, 
Вдаль устремился по логам лесным Дионис многопетый, 
Хмелем и лавром венчаный. И гремел весь лес необъятный. 
Так вот же радуйся с нами и ты, Дионис многогрозный! 
Дай и на будующий год нам в веселии снова собраться!

Вакх, греч ("восторженный", "исступленный") - наиболее распространенное из прозвищ бога виноделия ДИОНИСА.

Происхождение божества[править]

Дионис - Божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Д. встречается на табличках критского линейного письма «В» ещё в 14 в. до н. э., распространение и утверждение культа Д. в Греции относится к 8-7 вв. до н. э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период культ Д. стал вытеснять культы местных богов и героев. Д. как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Д. отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.

Воплощения Диониса[править]

Существуют мифы о разных древних воплощениях Диониса, как бы подготавливающие его приход. Известны архаические ипостаси Диониса: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Дионис - сын Зевса и Деметры <ref>Diod. Ill 62, 2-28</ref>. Согласно основному мифу, Дионис - сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всём своём величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнём смертную Семелу и её терем. Зевс выхватил из пламени Д., появившегося на свет недоношенным, и зашил его в своё бедро. В положенное время Зевс родил Д., распустив швы на бедре <ref>Hes. Theog. 940-942; Eur. Bacch. 1-9, 88-98, 286-297</ref>, а потом отдал Д. через Гермеса на воспитание нисейским нимфам <ref>Eur. Bacch. 556-559</ref> или сестре Семелы <ref>Ино Apollod. III 4, 3</ref>. Д. нашёл виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришёл во Фригию, где богиня Кибела - Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям. После этого Д. через Фракию отправился в Индию <ref>Apollod. III 5, 1</ref>. Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Д. похищают морские разбойники-тирренцы <ref>Apollod. III 5, 3</ref>. Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Д. Они заковали Д. в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Д.; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Д. явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов <ref>Hymn. Hom. VII</ref>. В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Д. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий («плющ», «плющевой»), «виноградная гроздь» и т. д. <ref>Eur. Bacch. 105, 534, 566, 608</ref>. Зооморфное прошлое Д. отражено в его оборотничестве и представлениях о Д.-быке <ref>618, 920-923</ref> и Д.-козле. Символом Д. как бога плодоносящих сил земли был фаллос.

На острове Наксос Д. встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил её и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родила Энопиона, Фоанта и др. <ref>Apollod. epit. I 9</ref>. Повсюду, где появляется Д., он учреждает свой культ; везде на своём пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Д., носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса - Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями, они всё сокрушали на своём пути, охваченные священным безумием. С воплями «Вакх, Эвое» они славили Диониса-Бромия («бурного», «шумного»), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мёд и молоко, вырывая с корнем деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин <ref>Eur. Bacch. 135-167, 680-770</ref>. Д. славится как Лиэй («освободитель»), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвёт оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены <ref>616-626</ref>. Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царём Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное <ref>Apollod. III 5, 2; Eur. Bacch. 1061-1152</ref>. На Ликурга - сына царя эдонов, выступавшего против культа Д., бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми <ref>Apollod. III 5, 1</ref>.

Дионис - олимпийский бог[править]

В число 12 олимпийских богов Д. вошёл поздно. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Д., в которых участвовали фиады - вакханки из Аттики <ref>Paus. X 4, 3</ref>. В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Д. и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса <ref>Aristot. Rep. Athen. III 3</ref>. Из религиозно-культовых обрядов, посвящённых Д. <ref>греч. tragodia, букв. «песнь о козле» или «песнь козлов», т. е. козлоногих сатиров - спутников Диониса</ref>, возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Д. были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте - апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе - феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре - январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.

В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Д.). В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.

Различные Дионисы[править]

Согласно речи Котты, приводимой у Цицерона, Дионисов было пять<ref name="Цицерон. О природе богов III 58">Цицерон. О природе богов III 58</ref>:


Эпитеты Диониса[править]

  • Амфиет. Эпитет Диониса, которому справлялись празднества ежегодно. Ему посвящён LIII орфический гимн.
  • Анфий (Анфин./Антий.) Эпитет Диониса<ref>Павсаний. Описание Эллады I 31, 4</ref>.
  • Апатурий. Имя Диониса<ref>Нонн. Деяния Диониса XXVII 301</ref>.
  • Бассаре́й (др.-греч. βασσαρεύς, от βασσαρίς, «лисица») — по названию ритуальных одеяний Диониса и менад, сшитых из лисьих шкур. Имя Диониса во Фракии. Ему посвящён XLV орфический гимн. en:Bassareus
  • Бромий. «Шумный». Эпитет Диониса<ref>Пиндар, фр.75 Бергк, ст.10; Еврипид. Вакханки 91; Овидий. Метаморфозы IV 11</ref>. Так как при его рождении гремел гром (бром)<ref name="ReferenceA">Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 5, 1</ref>. См. Нонн. Деяния Диониса V 560. В Дервенийском папирусе самостоятельная фигура.
  • Вакхий. (Вакх / Бакхий)<ref>Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.210</ref> Имя Диониса<ref>Гомер. Илиада VI 132; Гомер. Одиссея XI 325; Пиндар, фр.124, 139 Бергк; Овидий. Метаморфозы IV 11</ref>. Его так называют, ибо его сопровождают вакханки<ref name="ReferenceA"/>. Статуя работы Праксителя в Афинах<ref>Павсаний. Описание Эллады I 2, 4</ref>. Статуя в Коринфе<ref name="Павсаний. Описание Эллады II 2, 6">Павсаний. Описание Эллады II 2, 6</ref>. Также эпитет Аполлона<ref>Орфические гимны XXXIV 7</ref>.
  • Дендрит. («Древесный»). Эпитет Диониса<ref>Плутарх. Застольные беседы V 3, 1</ref>.
  • Дигон (греч. δίγονος, «дваждырожденный»);
  • Диме́тор (греч. διμήτωρ, «имеющий двух матерей»);
  • Дифирамб. Имя Диониса<ref>Еврипид. Вакханки 527—529</ref>. Объясняется как «двувратный»<ref>Олимпиодор. Жизнь Платона</ref>.
  • Еван (Эван). Эпитет Диониса<ref name="Овидий. Метаморфозы IV 15">Овидий. Метаморфозы IV 15</ref>.
  • Евбулей. («Благосоветный»). Эпитет Диониса<ref>Плутарх. Застольные беседы VII 9, 1</ref>. Отождествляется с Дионисом и Протогоном<ref>Орфический фр.237 Керн // Комментарий А. А. Тахо-Годи в кн. Античные гимны. М., 1988. С.330</ref>. У орфиков отождествлялся с Дионисом, сыном Зевса и Персефоны<ref>Орфические гимны XXIX 8; XXX 7</ref>. Упоминается на орфических золотых пластинках из погребений<ref>Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.43-44</ref>.
  • Э́вий Шумный др.-греч. Βρόμιος Εὔιος), от др.-греч. εὖα, призывного возгласа (Эвий / Эвой /Эвгий / Euhius) «ликующий». Эпитет Диониса<ref>Филодам. Пеан Дионису, ст.1; Нонн. Деяния Диониса IX 110</ref>.
  • Загрей.
  • Иакх (др.-греч. Ἴακχος, «вопль, призыв»); (Якх)<ref>Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.476-477</ref> Эпитет Диониса<ref>Еврипид. Вакханки 725; Аристофан. Лягушки 316; Сенека. Эдип 437; Нонн. Деяния Диониса XXXI 67</ref>, именуется «двуприродным»<ref>Овидий. Метаморфозы IV 15; Орфические гимны XLII 4</ref>. Имя Диониса и демона-предводителя мистерий Деметры<ref>Страбон. География X 3, 10 (стр.468)</ref>. Растерзан<ref>Лукиан. О пляске 39</ref>. С ним связаны деревянные решета — мистические веялки<ref>Вергилий. Георгики I 166</ref>. Находился «под подолом Баубо», она показала его Деметре<ref>Климент. Протрептик 21, 1, по орфическому гимну к Деметре</ref>. en:Iacchus
  • Ией. Имя Диониса<ref name="Афиней. Пир мудрецов VIII 64, 363b">Афиней. Пир мудрецов VIII 64, 363b</ref>.
  • Иинкс. Диониса называли Иинксом<ref>Грейвс Р. Белая богиня. Екатеринбург, 2005. С.219</ref>.
  • Иовакх. Эпитет Диониса<ref>Филодам. Пеан Дионису, ст.5; Нонн. Деяния Диониса IX 182</ref>.
  • Ирафиот. (Эйрафиот) Эпитет Диониса, вшитого в бедро Зевса<ref>Орфические гимны XLVIII 2; Нонн. Деяния Диониса IX 23</ref>.
  • Исодет. «равномерно разделяющий». Эпитет Диониса<ref>Плутарх. Об Е в Дельфах 9</ref>.
  • Кисс. («Плющ»). Эпитет Диониса в деме Ахарны<ref>Павсаний. Описание Эллады I 31, 6</ref>.
  • Леней. Эпитет Диониса<ref>Овидий. Метаморфозы IV 14</ref>. Поскольку виноград давят в бочке (ленос)<ref name="ReferenceA"/>. Ему посвящён L орфический гимн.
  • Ликнит. Эпитет Диониса, в связи с первыми плодами урожая<ref>Орфические гимны XLVI; Плутарх. Об Исиде и Осирисе 35</ref>. Его праздник в Дельфах, где он был погребен после убиения его титанами<ref>Комментарий Н. Б. Клячко в кн. Плутарх. Исида и Осирис. М., 1996. С.82</ref>. От слова «ликнон» — корзинка в вакхических процессиях<ref>Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.169</ref>.
  • Лисий. (Лисей) («Освободитель»). Эпитет Диониса<ref>Орфика, фр.232 Керн; Плутарх. Застольные беседы VII 10, 2</ref>, статуя в Коринфе<ref name="Павсаний. Описание Эллады II 2, 6"/>. Ему посвящён L орфический гимн.
  • Лиэй. (Лией.) (Lyaeus) Эпитет Диониса<ref>Овидий. Метаморфозы IV 11; Орфические гимны LXV 9</ref>. (Вергилий, Нонн)
  • Мельпомен. (Ведущий хороводы/Поющий). Эпитет Диониса<ref>Павсаний. Описание Эллады I 2, 5; 31, 6</ref>.
  • Мефимней. Эпитет Диониса<ref name="Афиней. Пир мудрецов VIII 64, 363b"/>.
  • Мейлихий<ref>Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.370</ref>. Эпитет Диониса на Наксосе, в благодарность за подаренные им смоквы<ref>Афиней. Пир мудрецов III 14, 78с</ref>.
  • Никтелий. («Ночной»). Эпитет Диониса<ref>Овидий. Метаморфозы IV 15; Сенека. Эдип 492; Нонн. Деяния Диониса VII 349</ref>.
  • Нисей. Имя Диониса<ref>Овидий. Метаморфозы IV 13; Орфические гимны LII 2</ref>.
  • Ойнос. («Вино»). Эпитет Диониса<ref>Орфика, фр.216 Керн; Примечания А. А. Тахо-Годи в кн. Платон. Собрание сочинений. М., 1990-94. В 4 т. Т.2. С.430</ref>.
  • Омест. («Сыроядец»). Эпитет Диониса<ref>Плутарх. Фемистокл 13</ref>.
  • Омфакит. Имя Диониса<ref name="Элиан. Пёстрые рассказы III 41">Элиан. Пёстрые рассказы III 41</ref>.
  • Орфос. (Ортос) «Прямой»). Эпитет Диониса, связанный с его фаллосом. Его жертвенник в святилище Ор<ref>Афиней. Пир мудрецов II 7, 38с; Примечания О. Л. Левинской, И. В. Рыбаковой в кн. Афиней. Пир мудрецов. Кн.1-8. М., 2003. С.518</ref>.
  • Перикионий. «окруженный колоннами». Эпитет Диониса, наславшего землетрясение на дворец Кадма, где царствовал Пенфей<ref>Орфические гимны XLVII</ref>.
  • Пробласт. Эпитет Диониса<ref>Ликофрон. Александра 578</ref>.
  • Протригеон. Имя Диониса<ref name="Элиан. Пёстрые рассказы III 41"/>.
  • Стафилит. Имя Диониса<ref name="Элиан. Пёстрые рассказы III 41"/>.
  • Триетерик. («Трехлетний»). Эпитет Диониса в XLV и LII орфическом гимне.
  • Феойний. Эпитет Диониса<ref>Эсхил, фр.382 Радт, из неизвестной драмы</ref>.
  • Фионей. (Тионей.) Имя Диониса<ref>Катулл. Стихотворения XXVII 7; Овидий. Метаморфозы IV 13</ref>.
  • Флион. (Флей.) Имя Диониса<ref>Плутарх. Застольные беседы V 8, 3; Элиан. Пёстрые рассказы III 41</ref>.
  • Фриамб. (Триамб.) Эпитет Диониса. Поскольку справил первый триумф при возвращении из индийского похода<ref>Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 5, 2</ref>. Впервые у Пратина (фр.1, 16 Бергк) (рубеж 6-5 вв. до н. э.)<ref>Комментарий О. П. Цыбенко в кн. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Кн.4-7. СПб, 2005. С.300</ref>.
  • Хиропсал. «Поглаживающий женские прелести». Эпитет Диониса, чтился в Сикионе<ref>Климент. Протрептик 39, 3</ref>.
  • Хорей. «Плясовой». Эпитет Диониса<ref>Плутарх. Застольные беседы V 6, 1</ref>.
  • Хрисопатор. Эпитет Диониса<ref>Нонн. Деяния Диониса XVII 568</ref>.
  • Эгобол. («Поражающий коз»). Эпитет Диониса, храм в Потниях<ref>Павсаний. Описание Эллады IX 8, 2</ref>.
  • Элевферий<ref>Плутарх. Застольные беседы VII 10, 2; Павсаний. Описание Эллады I 29, 2</ref>, т. е. Элевферский — по названию города Элевфер в Беотии, неподалеку от границ с Аттикой, откуда, предположительно, культ Диониса получил распространение в Аттике<ref name=autogenerated1>Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. Примечания</ref>.
  • Элелей. Эпитет Диониса<ref name="Овидий. Метаморфозы IV 15"/>.
  • Эрибой. Эпитет Диониса<ref>Пиндар, фр.75 Бергк, ст.10</ref>.
  • Эсимнет. («Владыка»). Эпитет Диониса. Находился в ларце, сделанном Гефестом и данном от Зевса Дардану. После взятия Трои доставлен в Ахайю, где хранился в Патрах<ref>Павсаний. Описание Эллады VII 19, 6; 20, 1</ref>.

Персонажи, связанные с Дионисом[править]

Возлюбленные Диониса[править]

Потомство Диониса[править]

Ок.20 имен.

Побежденные Дионисом[править]

Спутники Диониса[править]

  • Акрат. Спутник Диониса, демон несмешанного вина.
  • Акратопот. Божок винопития, почитаемый в Мунихии.
  • Коринт. Сын Мистиды.
  • Мета (Мете). Жена Стафила. Богиня опьянения в Элиде, в храме Силена. Картина с её изображением в Эпидавре. Подает Силену вино в кубке.
  • Мистида. Одна из кормилиц Диониса.
  • Овиста. Ошибочное написание имени Стафил.
  • Фалес (Фалет). Божество, спутник Диониса. Ему приносят жертвы киллены.
  • Фасилия (Фасилейя). Спутница Меты.
  • Фиса. Дочь Диониса, с которой он веселится на Иде.

См. также:

Предметы, связанные с Дионисом:

  • Вакхеи (en:Bacchoi). Ветви на элевсинских мистериях.
  • Небрида. По одному из рассказов, Деметра в Аттике одарила семейство Небридов кожей молодого оленя.
  • Тирс.




<references group=""></references>