Зевс

Материал из Энциклопедия мифов
Перейти к: навигация, поиск
Зевс (Ζεύς)
Statue of Zeus (Hermitage) - Статуя Юпитера.jpg
Статуя Зевса в Эрмитаже
Бог неба, грома и молнии, верховный бог
Мифология: Древнегреческая мифология
Пол: мужской
Имя на других языках: греч. Ζεύς
di-we
В иных культурах: Юпитер, Тор, Перун
Занятие: Бог неба, грома и молнии, верховный бог
Династия: олимпиец
Отец: Кронос
Мать: Рея
Сестра: Гера
Супруга: Гера
Дети: Арес, Афродита, Аполлон, Афина, Гефест, Артемида, Гермес, Персефона, Дионис и другие
Связанные персонажи: Дьяус
Связанные события: Легенды
Атрибуты: лабрис, орёл, молнии, скипетр, молот, Колесница

Зевс (др.-греч. Ζεύς, микен. di-we «Дий») — в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, третий сын титана Кроноса и Реи (ошибочно сын Кроноса и Геи). Брат Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Жена Зевса — богиня Гера. Отец богов и людей. В римской мифологии отождествлялся с Юпитером.

Атрибутами Зевса были: щит и двусторонний топор (лабрис), иногда орёл; местопребыванием считался Олимп (Зевс-Олимпиец). Зевс мыслится «огнём», «горячей субстанцией», обитая в эфире, владея небом, организующее средоточие космической и социальной жизни.

Кроме того, он распределяет добро и зло на земле, вложил в людей стыд и совесть. Зевс — грозная карающая сила, иногда его ассоциируют с судьбой, иногда — сам выступает как существо, подвластное Мойрам — судьбе, року. Он может предвидеть будущее. Он возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний. Весь общественный порядок был построен Зевсом, он покровитель городской жизни, защитник обиженных и покровитель молящих, подарил людям законы, установил власть царей, также охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций и обычаев. Ему повинуются другие боги.

Мифы[править]

Рождение[править]

Зевс принадлежит третьему поколению богов, свергших второе поколение — титанов. Отцу Зевса Кроносу было предсказано, что ему суждено быть поверженным собственным сыном и, чтобы не быть сверженным своими детьми, он каждый раз проглатывал только что рождённого Реей ребёнка.

Рея решилась, наконец-то, обмануть супруга и втайне родила очередного ребёнка — Зевса. Согласно Павсанию, «перечислить все те местности, которые претендуют считаться местом рождения и воспитания у них Зевса, было бы невыполнимо даже для того, кто приступил бы к этому вопросу с полной серьёзностью». Разные версии мифа называют местом рождения остров Крит (пещеру в горе Дикте, или гору Ида) или Фригию (гора Ида). Кроносу же вместо новорождённого она дала проглотить запелёнатый камень. Пупок Зевса отпал у города Фены на Крите. Новорождённого Зевса купали в реке Лусий в Аркадии. Согласно Феодору Самофракийскому у Птолемея Гефестиона, родившись, 7 дней непрерывно смеялся, отчего число 7 священно.

По критскому варианту мифа, Зевс был отдан на воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи. Также на Крите его кормили пчелиным мёдом. По другой версии, вскормлен козой в местечке Эгий в Ахайе. По преданию, пещеру охраняли стражники и каждый раз, когда маленький Зевс начинал плакать, они стучали копьями в щиты, для того, чтобы это не услышал Кронос.

Борьба за власть[править]

Когда Зевс вырос, он сделал зелье, которое заставило Кроноса выплюнуть братьев Зевса. По одной из версий, Зевс воспитывался на Наксосе. Когда он отправлялся в поход на титанов, то заметил орла и угадал в нём благое предзнаменование. Когда боги делили пернатых, Зевсу достался орёл. На скипетре Зевса — орёл. Когда Зевс выступил против Кроноса, боги заключили союз. Жертвенник, на котором они клялись, они сделали созвездием.
Затем вместе с Зевсом боги начали борьбу с Кроносом. Битва длилась 9 лет, но не выявила победителя. Тогда Зевс освободил из Тартара циклопов и сторуких, которые поклялись в верности Зевсу. Наконец титаны были повержены и низвергнуты в бездну.

Правление[править]

Три брата — Зевс, Посейдон и Аид — разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону — море, Аиду — царство мёртвых. В древнейшие времена Зевс владычествовал над землёй и в подземелье, вершил суд над мёртвыми. В период патриархата Зевс локализуется на горе Олимп и именуется Олимпийским.

«Юпитер и Фетида» («Jupiter et Thétis»), художник Жан Энгр, 1811 год, масло, 330×257 см.

Попытки свержения[править]

Первая попытка свержения Зевса была предпринята Посейдоном, Герой и Аполлоном: они заковали Зевса цепью и уже хотели было заключить его в Тартар, но его возлюбленная нереида Фетида призвала на помощь сына Урана — гекатонхейра Бриарея. После бунта Посейдон и Аполлон строили стены Трои, а Гера была подвешена на золотых цепях между небом и землёй. Во второй раз было пророчество, которое никто не знал, кроме Геи и Прометея. Гею Зевс не осмелился тревожить, так как она столь древняя и почтенная, а Прометей ничего не сказал тогда Зевсу, ибо правил он жестоко и алчно. Зевс приковал Прометея, но через много лет Прометей открыл пророчество Зевсу, и тот не женился на Фетиде.

Убитые Зевсом[править]

Асопа он поразил перуном (молнией), поразил также третий храм в Дельфах.

Zeus Otricoli Pio-Clementino Inv257.jpg

Изображения[править]

Традиционно Зевс изображается как мужчина зрелого возраста с благородными чертами лица, обрамлённого густыми локонами.

В произведениях более поздних художников, в особенности мастеров Нового времени, он — персонаж любовных историй, обманывающий женщин и принимающий множество обличий.

Сюжеты[править]

Изображение Миф Аллегория
La Nourriture de Jupiter - Poussin - DulwichPG.jpg
Воспитание Юпитера
Младенца-Зевса, спрятанного от кровожадного отца, кормит коза Амалфея. Ребёнок растёт на склонах горы Иды (о. Крит), нимфы кормят его диким мёдом и козьим молоком. Он изображается в пасторальной атмосфере, лежащим в колыбели и окружённым нимфами-воспитательницами (ср. с сюжетом о находке Моисея). Другой вариант — ребёнок на руках у нимф, которые подносят ему ко рту крынку молока, в то время как другие собирают дикий мёд, а пастух доит козу. Коза также может вскармливать Юпитера.
Carracci - Jupiter et Junon.jpeg
Юпитер и Юнона
Юпитер сидит на ложе, его обнимает Юнона. Оба могут быть полуобнажёнными. Рядом изображены орёл и павлин, символы обоих богов. Юнона может быть опоясана поясом Венеры. Аллегория силы любви.
Salle des gardes de la reine-SACRIFICE A JUPITER.jpg
Жертвоприношение Юпитеру
Изображена статуя сидящего Юпитера, который держит скипетр, рядом сидит его орёл. На переднем плане изображён алтарь с горящим пламенем. Идолопоклонники (возможно, девушки с горы Ида) молятся под руководством жреца или приносят жертвы.
Битва богов и гигантов
Andrea Appiani (circle) Jupiter und Merkur bei Philemon und Baucis.jpg
Филемон и Бавкида
Зевс неузнанным является в дом пожилой семейной пары. Милостивый бог и защитник слабых и бедных.
IngresJupiterAndThetis.jpg
Юпитер и Фетида
Бывшая возлюбленная умоляет небожителя пощадить её сына Ахилла. Она обнимает колени владыки, сидящего на троне. Сюжет описан у Гомера.
Andr22.jpg
Юпитер и Ганимед
Чтобы похитить прекрасного юношу и сделать его своим возлюбленным, Зевс превращается в огромного орла.
Felix Vallotton The Rape of Europa.jpg
Похищение Европы
Чтобы похитить прекрасную царевну, Зевс превращается в быка. Девушка восхищается его красотой и садится на него, а он бросается в море и увозит её с родного острова.
Leda - after Michelangelo Buonarroti.jpg
Леда и лебедь
Чтобы овладеть недоступной красавицей, Зевс обратился в прекрасного лебедя, которому она дала приблизиться к себе и стала с ним играть. Она родила от него Полидевка и Елену
Artemisia Gentileschi - Danaë.jpg
Даная и золотой дождь
Чтобы овладеть красавицей, запертой от греха в подземный «бункер», Зевс превращается в золотой дождь и таким образом просачивается сквозь потолок и проникает в её лоно. В изображениях часто фигурирует старуха-служанка. В таком случае, золотой дождь имеет два толкования: прямой, согласно мифу — для девушки, и аллегория денег, которые смягчат любую дуэнью — для старухи.
Jean-Baptiste Marie Pierre - Jupiter et Antiope.jpg
Сатир и Антиопа
Чтобы овладеть буйной менадой, Зевс превращается в традиционного спутника менад по дионисийским шествиям — сатира.
Correggio-io and jupiter.jpg Ио и Юпитер Чтобы овладеть прекрасной девушкой, Зевс превращается в облако.

Семья[править]

Жёны и возлюбленные Зевса[править]

Жёнами Зевса были:

  • Метида (проглочена Зевсом)
  • Фемида
  • Гера (последняя «официальная» жена Зевса). Согласно Каллимаху, когда миром правил Кронос, Зевс и Гера 300 лет скрывали свой брак.

У Зевса было множество возлюбленных:

и многие другие (см. раздел Дети Зевса)

Возлюбленной Зевса именуется также Каллироя, мать Амфотера и Акарнана, а также Фива и Фтия.

Некоторые мифы утверждают, что Зевс хотел оставить Геру ради Фетиды, но не сделал этого из-за пророчества — нереида родит ему сына, который во всём будет превосходить своего отца. Фетида вышла замуж за царя Пелея, и у них родился Ахиллес.

Синопа и Медея отвергли Зевса.

Также его возлюбленным называют юношу Айтоса (см. Мифы Крита) и Ганимеда.

В облике змея он соблазнил Деметру, а затем Персефону, в облике быка и птицы — Европу, в облике быка — Ио, в облике орла — Ганимеда, в облике лебедя — Немесиду (ставшую гусыней) или Леду, в облике перепела — Лето, в облике муравья — Евримедусу, в облике голубя — Фтию, в огненном обличии — Эгину, в виде золотого дождя — Данаю, в облике сатира — Антиопу, в облике пастуха — Мнемосину, в облике жеребца — Дию. Возлюбленные его обычно сохраняют человеческий облик, но Каллисто он превращает в медведицу, Ио — в корову.

Иногда Зевс почитался в виде жука.

Дети Зевса[править]

Божества[править]

Группы детей[править]

Герои[править]

Множественность Зевсов[править]

Согласно речи Котты, античные филологи насчитывали трёх Зевсов:

Различные формы имени Зевса[править]

  • Дан (Δάν). Имя Зевса на дорическом диалекте.
  • Ден (Δήν). Написание имени Зевса.
  • Дий (Δῖος). Имя Зевса.
  • Дис (Δίς). Написание имени Зевса.
  • Зан (Ζάν). Имя Зевса на дорическом диалекте.
  • Зас (Ζάς). Первоначало у Ферекида Сирского. Диалектное написание имени Зевс.
  • Зен (Ζήν) Одна из форм имени Зевса.
  • Зес (Ζής). Написание имени Зевса.
  • Тан (Τάν). Критская форма.

Эпитеты Зевса[править]

Метеорологические[править]

  • Астрапей. (Ἀστραπαῖος, «молнийный»). Эпитет Зевса. Ему посвящён XX орфический гимн.
  • Икмейский (Икмийский; Ἰκμαῖος, влажный). Эпитет Зевса, его алтарь на Кеосе воздвиг Аристей. Либо его воздвиг Фрикс.
  • Керавн (Κεραύνιος, поражающий громом). Эпитет Зевса. Ему посвящён XIX орфический гимн.
  • Омбрий (Ὄμβριος, ниспосылающий дождь). См. Мифы Элиды.

Топографические[править]

  • Апесантий (Ἀπεσάντιος). От горы Апесант в Арголиде (см. Персей).
  • Будатас. Эпитет Зевса в критских надписях, диалектная форма имени Идейский.
  • Диктейский (Δικταῖος). См. Мифы Крита.
  • Итомский (Ἰθωμαῖος). От мессенской горы Итома (Ἰθώμη). См. Мифы Мессении.
  • Касий (Κάσιος, касийский). Эпитет. Святилище Зевса Касия было по дороге на Пелусий, где был похоронен Помпей. Алтарь Зевса Касия был в городе Кассиопа на Коркире.
  • Кенейский (Κηναῖος). От мыса Кеней (Κήναιον или Κηναῖον) на Эвбее. См. Мифы Евбеи.
  • Лабрадейский (точнее Лабрандейский; Λαβραδεύς, Λαβρανδεύς,). От города Лабранды ( τὰ Λάβρανδα) в Карии. Эпитет Зевса у карийцев. Возводится Плутархом к названию боевого топора «лабрис» (λάβρυς).
  • Зевс Ликейский (Λύκαιος или Λυκαῖος,). От горы Ликей (то есть Волчая; Λύκαιον). См. Мифы Аркадии.
  • Феспрот (Θεσπρωτός). По названию области Феспротида (Θεσπρωτίς) в Эпире. Эпитет Зевса в Додоне. Зевс Додонский в виде дуба, корни которого омывает ручей.

По функциям[править]

  • Апомий (Ἀπόμυιος, «отгоняющий мух»).
  • Арей (Ἀρεῖος, «воинственный», либо «искупитель» (ср. Афина Арея)). См. Эномай.
  • Аристарх (Ἀρίσταρχος, «лучший правитель»). Эпитет Зевса (у Симонида).
  • Булей (Βουλαῖος, покровительствующий, подающий благие советы).
  • Геркей (Ἑρκεῖος, находящийся в ограде дома, то есть хранитель очага). См. Троада в древнегреческой мифологии.
  • Гикесий (Ἱκέσιος, покровитель просящих). Эпитет Зевса.
  • Горкий. (Ὅρκιος, хранитель клятв). Эпитет Зевса, его статуя в Олимпии. У этой статуи участники состязаний клялись над разрезанными частями кабана, что будут соблюдать законы Олимпийских состязаний.
  • Евбулей (Εὐβουλεύς, подающий благие советы). Известен также как эпитет Зевса.
  • Кларий (Κλάριος, наделяющий жребием). Эпитет Зевса в память жребия между сыновьями Аркада.
  • Ксений (Ξένιος, охраняющий чужеземцев). Эпитет Зевса. В Амафунте на Кипре приносили людей в жертву Зевсу Ксению, за что жители были превращены в коров.
  • Милихий (Мейлихий; Μειλίχιος, милостивый) Эпитет Зевса. Его праздник Диасии в Афинах, его жертвенник у брода через Кефис, ему приносили в жертву барана, у него очищался Тесей перед входом в Афины. Также его статуя была в Коринфской области.
  • Морий (Μόριος, покровитель священных маслин<ref>Маслина в Древней Греции считалась священным деревом</ref>). Эпитет Зевса, культ в Афинах.
  • Панамфайос (всепрорицатель). Эпитет Зевса. Алтарь между Сигеем и Ретеем.
  • Полией (Πολιεύς, градохранитель). Эпитет Зевса. Ему приносят в жертву быка и судят топор.
  • Полиух (Πολιοῦχος, владеющий городом, то есть градохранитель).
  • Сотер (Σωτήρ, спаситель). Эпитет Зевса и других богов.
  • Стратий (Στράτιος, воинственный). Эпитет Зевса. Также Арея и Афины.
  • Телейос (Τέλειος, вершитель, всемогущий). Эпитет Зевса.
  • Фиксий (Φύξιος, приводящий в бегство). Эпитет Зевса, покровительствующего беглецам.
  • Филий (Φίλιος, покровительствующий дружбе). Эпитет Зевса.
  • Элевтерий (Ἐλευθέριος, освобождающий, избавляющий). Эпитет Зевса. В микенских текстах бог e-re-u-te-re (Элевфер).

По атрибутам[править]

  • Хрисаорей (Χρυσαορεύς, с золотым мечом). Эпитет Зевса. Его храм в Карии.
  • Эгиох (Αἰγίοχος, букв. «носящий эгиду»). Эпитет Зевса, ибо его вскормила коза. Юному Зевсу было пророчество, что он должен вооружиться козьей шкурой, которая посреди спины несла лик Горгоны.

Прочее[править]

  • Аттис. Вифинцы называли так Зевса, восходя на вершины гор.
  • Велхан. Эпитет Зевса на монетах в Фесте, изображается с петухом. Негреческое слово. Сопоставляется с этрусским Велханом.
  • Гипсист (Ὕψιστος, высочайший). Эпитет Зевса. От него ворота Гипсисты (Высочайшие) в Фивах.
  • Корифей (Κορυφαῖος). По мнению Павсания, Зевс Корифей — перевод имени Юпитера Капитолийского.
  • Кронид (Κρονίδης), или Кронион (Κρονίων), или Кроний (Κρόνιος) Патроним Зевса.
  • Лаприй. Согласно Евгемеру, союзник Зевса, откуда эпитет Зевса Лаприя.
  • Лафистий (Λαφύστιος, пожиратель). Эпитет Зевса у орхоменян и в Галосе.
  • Мессапий (Μεσσάπιος). Прозвище Зевса в Лаконике. Местные жители считали, что оно происходит от имени его жреца.
  • Минотавр. Ипостась Зевса Критского.
  • Мойрагет (Μοιραγέτης, водитель Мойр). Эпитет Зевса. В храме в Дельфах стояли статуи Зевса и Аполлона Мойрагетов.
  • Олимпийский (Ὀλύμπιος).
  • Панэллениос (Πανελλήνιος, всегреческий, то есть верховный). Эпитет Зевса.
  • Силланийский (Συλλάνιος). Непонятного происхождения эпитет Зевса и Афины в Спарте.
  • Скиллий. Эпитет Зевса на Крите.
  • Талей. (Таллей) Имя Зевса на Крите.
  • Хтоний (Χθόνιος, «подземный»). Эпитет подземных богов. Эпитет Зевса. Статуя в Коринфе. Жертвенник в Олимпии. «Зевс подземный». Зевс Хтоний — общее имя для Зевса, Посейдона и Аида.

Эпитеты Зевса у Ликофрона[править]

  • Гирапсий (Γυράψιος). Эпитет Зевса на Хиосе.
  • Гонгилат (Γογγυλάτης, выбрасывающий шары огня). Эпитет Зевса.
  • Дримний (Δρύμνιος). Эпитет Зевса в Памфилии.
  • Кердил (Κερδυλης). Эпитет Зевса. От κέρδος (выгода, польза).
  • Комир (Κωμυρος). Эпитет Зевса у галикарнассцев.
  • Ларинфий (Λαρυνθιος). Эпитет Зевса. От этрусского lar (бог).
  • Проманфей (Προμανθεύς, предвидящий). Эпитет Зевса в Фурии.
  • Термий (Τερμιεύς, хранитель границ). Эпитет Зевса.
  • Эрехфей (Ἐρεχθεύς, разрыватель). Эпитет Зевса.
  • Эфиоп (Αἰθίοψ). Эпитет Зевса на Хиосе.

Античные тексты[править]

Ему посвящены XXIII гимн Гомера, I гимн Каллимаха и XV орфический гимн. О рождении Зевса и куретах говорили мелическая поэма Телеста, комедия Филиска и трагедия Тимесифея «Рождение Зевса». У Гомера он «громовержец», «высокогремящий», «тучегонитель», «насылатель ветров, дождей и ливней».

Критика мифа[править]

Многие боги могли представлять реальные исторические личности, а исторические события в отсутствии письменности становились сюжетом мифологии. По мнению Эвгемера боги Греции первоначально были царями, героями, завоевателями или благодетелями народа, впоследствии обожествлёнными. Например, Эвгемеру приписывается утверждение, что Зевс был великим воином, древним царём Крита, а его могилу в Кноссе показывали любопытным.



Один из Кронидов