Категория:Диоскуры

Материал из Энциклопедия мифов
Перейти к: навигация, поиск
Диоску́ры (Διόσκοροι (Διόσκουροι или κοῦραι))
07leucip.jpg
Питер Пауль Рубенс. Похищение дочерей Левкиппа. 1617—18. Старая пинакотека. Мюнхен
Мифология: Древнегреческая мифология
Толкование имени: «отроки Зевса»
Династия: Диоску́ры
Связанные персонажи: Боги-близнецы
Связанные события: Легенды

Диоску́ры (др.-греч. Διόσκοροι, Διόσκουροι или Διὸς κοῦραι — буквально «отроки Зевса») — в древнегреческой мифологии Кастор и Полидевк (Κάστωρ «бобр» и Πολυδεύκης «много сладости», лат. Поллукс), близнецы, дети Леды. Участники похода аргонавтов и Калидонской охоты.

Рождение[править]

В «Илиаде» имя Диоскуры не встречается, хотя Кастор и Полидевк упомянуты (III 237). В «Одиссее» при описании Аида Кастор и Полидевк называются Тиндаридами, детьми Тиндарея, супруга Леды. По наиболее распространённому взгляду, отец Кастора — Тиндарей, а отец Полидевка — Зевс; вследствие этого первый смертен, второй бессмертен. У Гесиода Кастора также называют сыном Зевса. В микенских текстах есть имя ka-to (Кастор).

Согласно песням Алкмана, родились на островке Пефн в Лаконике, Гермес перенёс их в Пеллану, где они были воспитаны. На островке стояли медные статуи Диоскуров величиною с фут. Носили шапки в форме конуса от яйца, в котором они были рождены. По словам Павсания мессенцы оспаривают Диоскуров у лакедемонян.

Классификация грамматиков, известная из речи Котты у Цицерона, выделяет три группы Диоскуров:

  • Анакты — дети Зевса первого и Персефоны: Тритопатрей, Евбулей, Дионисий. См. Тритопатры.
  • Кастор и Полидевк — дети Леды и Зевса третьего.
  • Алкон, Меламп и Эмол — сыновья Атрея.

Подвиги[править]

Сказание говорит об участии Диоскуров в предприятиях других героев — в охоте на калидонского вепря, в походе аргонавтов; в Аттике рассказывали о походе их против Тесея с целью вернуть похищенную им сестру их Елену.

Посейдон подарил им коней и дал силу спасать терпящих кораблекрушение.

Кастор обучал Геракла сражаться в полном вооружении. Кастор известен как наездник, упражнялся в военном деле. Кастор победил в беге на Олимпийских играх, устроенных Гераклом. Полидевк упражнялся в кулачном бою и победил в кулачном бою на Олимпийских играх, устроенных Гераклом. В городе Гермиона показывали стадион, где состязались Диоскуры.

Кастор и Полидевк были участниками Калидонской охоты.

Во время похода в Аттику Кастор ранен в правое бедро Афидном.

Поход аргонавтов[править]

Кастор и Полидевк были аргонавтами.

Во время похода аргонавтов поднялась буря, и Орфей взмолился к самофракийским богам. Ветер утих, а к головам Диоскуров опустились две звезды. Поэтому попавшие в бурю мореходы молились самофракийским богам.

Во время похода Полидевк убил в кулачном бою Амика. Полидевк — участник состязаний в честь погребения Пелия, победил на них в кулачном бою. Кастор же на погребальных играх по Пелию победил в простом беге.

Похищение дочерей Левкиппа[править]

Полидевк похитил из Мессении дочь Левкиппа Фебу, Кастор похитил дочь Левкиппа Гилаиру, и они вступили с ними в брак. Похищение дочерей Левкиппа со свадьбы было изображено на картине Полигнота. По поводу украденного Диоскурами, в сообществе с сыновьями Афарея, стада быков — или, по другому сказанию, по поводу похищенных Диоскурами дочерей Левкиппа — невест сыновей Афарея Идаса и Линкея, — между Диоскурами и Афаретидами возникла ссора.

По одному рассказу, Кастор был убит Идом, а Полидевк одолел Линкея, и Зевс молнией убил Ида. Позже Полидевк поставил трофей в Спарте в знак победы над Линкеем. По другой версии, Кастор убил Линкея, Идас — Кастора, а Полидевк победил Идаса. По третьему рассказу, Идас убил Кастора. Полидевк кинулся их преследовать, метнул копье в Линкея и убил. Идас метнул камень в голову Полидевка и убил его. Полидевк был принят в число богов. Есть и версия, что Кастор был убит Линкеем. Согласно же XXII идиллии Феокрита, оба Диоскура остались живы, а Афаретиды погибли.

По более редкой версии Кастор был убит у города Афидны, по другой — когда Линкей и Идас осаждали Спарту. Полидевк получил от Зевса звезду (то есть дар бессмертия), но поделился даром с братом. Когда Зевс, на просьбу Полидевка дать ему умереть вместе с братом, предоставил ему на выбор или вечно пребывать на Олимпе одному, или вместе с братом проводить один день на Олимпе, другой — в гробнице (или в подземном царстве), то верный брат выбрал последнее, и с тех пор Диоскуры один день были бессмертными, другой смертными.

Почитание Диоскуров[править]

Позднее было принято, что один брат по очереди пребывал на Олимпе, другой — в подземном царстве; это сказание находится в связи с представлением о них, как о богах рассвета и сумерек, причём один был утренней, другой — вечерней звездой. Подобно индийским Ашвинам, оба близнеца почитались, по общему индоевропейским народам воззрению, как боги рассвета и сумерек. Греки видели Диоскуров в созвездии Близнецов. Их считали покровителями мореплавателей во время бури и воинов в битве. В Риме с древних времен Диоскуров чтили как идеальных представителей воинской доблести. Во время бурь и битв они являлись на помощь и сообщали необычайно быстро известия о победе.

Могила Кастора в Спарте, они были признаны богами 40 лет спустя после гибели. Также могилу Кастора показывали аргивяне, которые называли его «полуродоначальником».

Дом Диоскуров показывали в Спарте. Храм Полидевка находился около Спарты. Из Колхиды в Спарту Диоскуры привезли статую Ареса Ферита. В городе Лас они воздвигли храм Афины Асии, так как и у колхов есть это святилище. Диоскуров называют Великими богами, храм в Клиторе (Аркадия). Во время летнего солнцестояния Диоскуров приглашали к торжественному угощению за богато убранными столами; по греческим верованиям, они иногда видимо присутствовали на нём. Их принимал в гостях аркадец Евфорион из Пея (VII в. до н. э.).

Диоскуры с древних времен символически изображались в Спарте двумя соединёнными балками. Искусство изображало их в виде двух юношей, иногда с лошадьми и в шляпах моряков, с плоскими сзади и курчавыми спереди волосами. Знамениты колоссальные статуи Диоскуров, с конями, на Monte-Cavallo, против квиринальского дворца в Риме, находившиеся перед бывшими тут термами Константина. Иногда они имели различный вид: Кастор изображался укротителем коней, а Полидевк — кулачным бойцом.

Оба божества пользовались в глубокой древности большим почтением у сицилийских и италийских греков, у этрусков и у римлян. Последнее доказывается специально для Поллукса чрезвычайно распространенной в народных устах божбой: Edepol (= е deus Pollux;). Поллукс — (Pollux, древн. форма Polloces) — латинская форма имени Полидевка. Иногда оба диоскура назывались Polluces, но чаще Castores.

Образ в литературе и искусстве[править]

Им посвящены XVII и XXXIII гимны Гомера. Появляются как божества в трагедиях Еврипида «Елена» и «Электра». Упоминаются в трагедиях Патрокла из Турий и Софокла Младшего.

Действующие лица трагедии Тимесифея «Кастор и Полидевк», а также оперы Жан-Филиппа Рамо «Кастор и Поллукс» (1737).


Примечания[править]

<references group=""></references>




Эта категория в данный момент пуста.