Категория:New Age

Материал из Энциклопедия мифов
Перейти к: навигация, поиск

Нью Эйдж (англ. New Age, буквально «новая эра»), религии «нового века»<ref>Балагушкин Е. Г. Новые религии как социокультурный и идеологический феномен, 1996 г., стр.96</ref> — общее название совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера<ref name="rian">Секты и сектантство. Актуальная проблема с непростым решением Онлайн-конференция // РИА Новости, 31.01.2006.</ref>. Также называемое движением «Новой эры», «Эрой Водолея» и «Новым веком», движение зародилось и сформировалось в XX веке, в процессе развития независимых теософских групп Великобритании<ref name="theo-brit">Мелтон Д. Г. Theosophy // Энциклопедия Британника</ref> и других стран<ref name="newage-brit">Мелтон Д. Г. New Age movement // Энциклопедия Британника</ref>. Достигло наибольшего расцвета на Западе в 1970-е годы.

Название движения связано с его ориентацией на астрологическую эпоху — «Эру Водолея». Начало этой эпохи относят к современности или ближайшему будущему (XX—XXII столетиям). По мнению ряда основателей течений Нью Эйдж, оно ознаменуется грандиозным эпохальным скачком в духовном и ментальном развитии человечества.[источник не указан 2545 дней]

Нью Эйдж отличается от традиционных религиозных движений тем, что он не представлен каким-то одним определённым духовным учением или религиозным воззрением, (сектой, общиной, традицией, школой), а включает в себя множество (иногда на практике очень мало совместимых) различных духовно настроенных оккультных, эзотерических и метафизических учений, практик и концепций.

Движение Нью Эйдж получило развитие также и в России, где появились как западные, так и специфически российские организации и объединения. Такого рода группы нередко позиционируют свои учения не как религиозные, а как культурологические, оздоровительные, просвещенческие, образовательные или спортивные<ref>Новые религиозные движения (обзор) // Российская академия государственной службы при Президенте РФ, кафедра государственно-конфессиональных отношений</ref>.

История[править]

Понятие «Нью Эйдж» широко распространилось в западных средствах массовой информации и литературе в начале 1980-х годов, однако зародилось оно гораздо раньше<ref>Dresser, Horatio. A History of the New Thought Movement. New York: Thomas Y. Crowell Co., 1919. Chapter 1 — The New Age (Electronic edition published by Cornerstone Publishing, July 2001) </ref>. В ХХ веке Нью Эйдж уже существовал как развитая субкультура, отдельные элементы которой сложились ещё в предыдущем столетии. Предшественниками Нью Эйдж были оккультные течения конца XIX — начала XX века<ref name="newage-brit"/>, такие как спиритизм, теософия и антропософия, месмеризм, «новое мышление», астрология, магия, каббала, герметизм, сакральная геометрия и т. п.

Предпосылки возникновения[править]

Нью Эйдж обрёл популярность в результате культурного и духовного кризиса, который назрел в западной культуре, где господствует рационально-материалистический подход к изучению мира, а капитализм и технологии в экономической сфере. В результате научно-технического прогресса многие табу были разрушены и десакрализированы. Многие люди утратили доверие к институту церкви, а некоторые из тех, кто не утратил доверие, стали приверженцами рациональной и непривлекательной версии христианства. Пустующую нишу заняло движение Нью Эйдж, как оппозиция материалистическому гуманизму и иудеохристианской традиции<ref>Pat Collins New Age Spirituality // The Furrow. — Т. 49, вып. 2. — С. 91-97.</ref>.

После Второй мировой войны[править]

Файл:Crop circles Swirl.jpg
Круги на полях как доказательство присутствия духовных сущностей или пришельцев

После Второй мировой войны в западных странах возникло большое количество групп и течений оккультного, эзотерического и синкретического характера<ref name="rian" />, совокупность которых впоследствии получила название «Нью Эйдж» (англ. New Age). Движение зародилось и сформировалось на основе приобретших популярность уфологических религий (англ. UFO religion) 1950-х и духовного утопизма 1960—1970-х<ref name="EncRel">New Age Movement / Jones L. (ed.) Encyclopedia of Religion.— 2nd ed.— vol.10.— ISBN 0-02-865743-8</ref>. К концу 1970-х движение достигло наибольшего расцвета на Западе в процессе развития независимых теософских групп Великобритании<ref name="theo-brit" /> и других стран<ref name="newage-brit" />. Термин «Нью Эйдж» был популяризован в сочинениях Алисы Бейли, позиционировавшей себя в качестве духовной наследницы Теософского общества, и в широком смысле означает ориентацию на ожидаемый эпохальный скачок в социальном, духовном и ментальном развитии человечества, который приведёт к возникновению новой и намного более совершенной культуры — к «Эпохе Водолея». Сфокусированное в 1970-х на общественных ценностях и традиционной морали, подчёркнутой альтруистической любви и служению человечеству, в 1980-х на Западе движение стало частью ещё более широкого явления, также называемого «Нью Эйдж», — большое количество людей, мыслящих альтернативно по отношению к окружающей культуре, стало искать возможности личностного духовного роста, образовав своего рода «духовный рынок», постепенно всё более и более коммерциализирующийся<ref name="EncRel"/>, где каждый мог найти и выбрать те идеи и ценности, которые ему по душе. Таким образом в Нью Эйдж был осуществлён постепенный переход от общественно-ориентированных к личностно-ориентированным ценностям<ref name="EncRel"/>. Испытав влияние идей традиционных восточных религий и философий, ставших общедоступными, а также под воздействием западного секуляризма и научного материализма, современный Нью Эйдж стал представлять собой вид секуляризованного эзотеризма, во многих своих проявлениях — гибрид традиционного для эзотеризма холистического взгляда на мир, управляемый невидимыми силами, и популярных научных представлений о природе, подчиняющейся естественным законам<ref name="EncRel"/>. Для современного Нью Эйдж характерно отрицание своей религиозности и «социальная мимикрия» под общественно-гуманитарные учения и практики — культурологические, просвещенческие, оздоровительные, спортивные, образовательные и другие<ref name="РАГС">Новые религиозные движения (обзор) // Российская академия государственной службы при Президенте РФ, кафедра государственно-конфессиональных отношений.</ref>.

Нью Эйдж в 1960—1970[править]

После первых переводов упанишад и открытия Японии для Запада интерес к восточной культуре резко повысился. Важную роль в росте этого интереса сыграло широкое распространение молодёжных субкультур, таких, как битники и хиппи, которые ставили под сомнение западные ценности и считали экзистенциальный и духовный поиск одним из важнейших аспектов жизни. Хотя информация оставалась ещё ограниченной, необычность новых знаний заставляла пытаться их осмыслять и применять. На волне интереса к восточным традициям возник ряд серьёзных исследований, кроме того в западных странах развернули активность миссионеры и проповедники восточных конфессий.

Крупное международное сообщество Нью Эйдж образовалось в Шотландии в 1962 году под названием Фонд Финдгорна (Findhorn Foundation)<ref name=goog>Findhorn The Dictionary of Alternatives: Utopianism and Organization, by Martin Parker, Valerie Fournier, Patrick Reedy. Zed Books, 2007. ISBN 1-84277-333-X. Page 100.</ref>. Шаблон:Незавершённый раздел

Массовое развитие Нью Эйдж в 1980-е годы[править]

Манифестом движения Нью Эйдж стала вышедшая в 1980 году книга американской журналистки и писательницы Мэрелин Фергюсон (en:Marilyn Ferguson) «Заговор Водолея» (The Aquarian Conspiracy).

Идеи и мировоззрения Нью Эйдж нашли широкое распространение во многих западных странах, возникло много разнородных течений и групп, от религиозных и сектантских до спортивных и оздоровительных. Обычно такие группы привязываются к одной или нескольким традициям, которые трактуются по-новому и превращаются в широкодоступную технологию.

Положения мировоззрения Нью Эйдж[править]

К центральным мировоззренческим положениям Нью Эйдж относят «идею трансформации сознания человека, в которой обнаруживается единство реального „Я“ во всей вселенной и всеми другими существами, и идею духовного поиска, предполагающую выявление божественного индивидуального начала и возможность его слияния с Абсолютом»<ref>Пендюрина Л. П. Идеи индийской философской традиции в западной духовной культуре (XIX—XX вв.): Автореф. дис. … докт. филос. наук. — Ростов-на-Дону, 2009.— 48с.</ref>.

Выделяют следующие положения мировоззрения Нью Эйдж<ref name="Geisler">Norman L. Geisler. The New Age Movement // Bibliotheca Sacra BSAC 144:573, Jan 1987. P. 79</ref>:

  1. Безличный бог (сила)
  2. Вечная вселенная
  3. Иллюзорная природа материи
  4. Цикличная природа жизни
  5. Необходимость реинкарнации
  6. Эволюция человека в божество
  7. Продолжающиеся откровения от неземных существ
  8. Тождество человека с богом
  9. Необходимость в медитации (или других способах изменения сознания)
  10. Оккультные практики (астрология, медиумизм и т. д.)
  11. Вегетарианство и холистические взгляды на здоровье
  12. Пацифизм (антивоенная деятельность)
  13. Всемирный (глобальный) порядок
  14. Синкретизм (единство всех религий).

Наиболее популярные элементы, из которых складываются течения Нью Эйдж:

Восприятие времени в Нью Эйдж[править]

В отличие от преобладающего линейного восприятия времени, характерного для западного мира, в Нью Эйдж, как в буддизме и индуизме, распространено восприятие времени как относительного и циклического процесса<ref>http://www.christiancourier.com/articles/437-the-biblical-concept-of-time The Biblical Concept of «Time» By Wayne Jackson</ref><ref>{{#invoke:String|replace|source=Brent D. Slife|pattern=^(%[*)(.-[^%.%]])(%]*)$|replace=%1%2%3.|plain=false}} Time and Psychological Explanation. — SUNY Press, 1993. — 343 с.</ref><ref name="hanegraaf">{{#invoke:String|replace|source=Wouter J. Hanegraaff|pattern=^(%[*)(.-[^%.%]])(%]*)$|replace=%1%2%3.|plain=false}} New Age Religion and Western Culture:Esotericism in the Mirror of Secular Thought. — SUNY Press, 1998. — 580 с.</ref>. В частности, цикличность (замкнутый круг) времени выражена в календаре Майя, используемым в Нью Эйдж<ref>{{#invoke:String|replace|source=Джеймс Льюис|pattern=^(%[*)(.-[^%.%]])(%]*)$|replace=%1%2%3.|plain=false}} The Astrology Book:The Encyclopedia of Heavenly Influences. — Visible Ink Press, 2003. — 928 с.</ref><ref>{{#invoke:String|replace|source=Robert S. Ellwood, Gregory D. Alles|pattern=^(%[*)(.-[^%.%]])(%]*)$|replace=%1%2%3.|plain=false}} The Encyclopedia of World Religions. — Infobase Publishing, 2007. — 514 с.</ref>.

Ряд течений и авторов (Экхарт Толле, Карлос Кастанеда (неошаманизм), Ли Кэрролл, современные интерпретации буддизма, особенно на базе дзэн, течения, основанные на различных направлениях йоги, и другие) предлагают воспринимать время единым и цельным. Концепция (Eternal Now[уточнить]), подразумевающая целостность прошлого, настоящего и вариантов будущего, обсуждается в New Age<ref>{{#invoke:String|replace|source=Adam Possamai|pattern=^(%[*)(.-[^%.%]])(%]*)$|replace=%1%2%3.|plain=false}} In Search of New Age Spiritualities. — Ashgate Publishing, Ltd., 2005. — 160 с.</ref><ref>{{#invoke:String|replace|source=Daren Kemp|pattern=^(%[*)(.-[^%.%]])(%]*)$|replace=%1%2%3.|plain=false}} New Age: A Guide : Alternative Spiritualities from Aquarian Conspiracy to Next Age. — Edinburgh University Press, 2004. — 211 с.</ref>.

По мнению авторов Нью Эйдж, с точки зрения потустороннего мира время является значимой иллюзией<ref name="hanegraaf"/>. Авторы New Age подчёркивают трансцендентный характер времени, высказывают мнения, выходящие за рамки линейной концепции понимания времени, говорят о необходимости развития так называемого «межпространственного» восприятия реальности[уточнить], подразумевающего, в том числе, осознание относительности и иллюзорности времени<ref name="hanegraaf"/><ref>* * Wallis, Roy (1986), «Religion as Fun? The Rajneesh Movement», Sociological Theory, Religion and Collective Action (Queen’s University, Belfast): Pages 191—224, reprinted in Aveling 1999, pp. 129—161[уточнить]

</ref>.

Нью Эйдж и религии[править]

Нью Эйдж формирует бесчисленные поп-религиозные группы, духовные организации, чаще на базе какой-нибудь мировой религии, но в постмодернистском виде, или на базе эклектической смеси нескольких религий.

Хотя индуизм привлекает авторов литературы Нью Эйдж, многие индуистские общины по сути закрыты для европейцев, потому что европейцы от рождения не входят в касты. Поэтому под индуистской версией Нью Эйдж часто подразумеваются школы йоги, школы медитации, школы отдельных активистов-проповедников (таких как Ошо или Сатья Саи Баба), расширяющие своё учение или ориентированные преимущественно на западных учеников.

В последнее время появилось немало новых местных и международных религиозных движений и сект, выросших из Нью Эйдж, как на Западе, так и на Востоке:

  • Большую известность приобрёл Ошо, разработавший систему динамических медитаций.
  • Получили развитие международные суфийские школы, берущие начало от разных мастеров, в частности от Инайят Хана; эти школы рассматривают суфизм как движение самосовершенствования, не привязанное жёстко к исламу.
  • Сходная с суфизмом система развития человека, разработанная Г. И. Гурджиевым и развитая П. Д. Успенским.
  • Открылось немало центров восточных единоборств и гимнастики, возглавляемых китайскими мастерами и их учениками.
  • Большую популярность приобрело учение Друнвало Мельхиседека.
  • Получила распространение практика ченнелинга (передачи информации от ангелов и учителей путём вступления с ними в мысленный контакт). Некоторые из ченнелеров собирают многочисленные аудитории и издаются в книжном формате (напр. Рамта, Ли Кэррол, Стив Ротер и др.)
  • На постсоветском пространстве значительное распространение (146 филиалов) получил ДЭИР

Обратное воздействие Нью Эйдж на восточные страны нередко вызывало бурный рост новых религий и их выход из-под контроля.

Случается также, что под маской Нью Эйдж менее многочисленные традиции сильно искажаются и перенаправляются в угоду интересам массовой культуры или коммерции. Наиболее яркий случай произошёл, когда группа американских индейцев высказала резкий протест против профанации их традиции «белыми шаманами», которые в угоду сиюминутным коммерческим интересам исказили традиционный уклад общества<ref>War Against Exploiters of Lakota Spirituality</ref>.

Другой пример — последователь религии Нью Эйдж и священник Оомото в Беларуси Бумата Мататацу организовал в 1990-х годах финансовую пирамиду «Сэкай» и тысячи вкладчиков потеряли в недрах этой религии свои деньги<ref>Где деньги? — Бог дал, бог взял! — ответил Буяк</ref>.

Нью Эйдж в России[править]

На развитие Нью Эйдж в России большое влияние оказали идеи учения Елены и Николая Рерихов Живая Этика (Агни Йога), а также возникшее в 1990-е годы рериховское движение почитателей Агни-Йоги<ref name="lunk">Лункин Р. Н. Новые религиозные движения в России: христианство и постхристианство в зеркале новых богов и пророков // сб. Двадцать лет религиозной свободы в России.— М.: РОССПЭН; Московский Центр Карнеги, 2009.</ref>. Однако наряду с рериховским учением в Россию с 1980-х годов проникали все те идеи западного «Нового Века», которые были недоступны массовому читателю в советское время<ref name="lunk" />.

К Нью Эйдж в России можно причислить большое количество разнородных теоретических и практических течений, сложившихся под влиянием индийской йоги, теории кармы, суфизма, даосизма и др. К Нью Эйдж можно отнести системы саморазвития, психотренинга, медитации и определённых видов гимнастики, многочисленные новые религиозные движения, занятия целительством и мистические духовные практики.

Одними из центров распространения Нью Эйдж в России являются магазины сетей «Путь к себе», «Роза Мира», «Логос» и т. д.<ref name="mdbase">Движение New Age (Справочник MDBase). Санкт-Петербургский Католический Информационно-просветительский Центр «MILITIA DEI». Проверено 22 сентября 2011. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012.</ref>

Нью Эйдж и медицина[править]

Под влиянием Нью Эйдж возникло немало течений целительства, использующих различные приёмы нетрадиционной медицины — от народных знахарских рецептов и шаманских церемоний до психотерапии и сложных методик «биолокации организма» с применением специального оборудования<ref name="levin">Levin J. S., Coreil J. ‘New age’ healing in the U.S. // Social Science & Medicine. Volume 23, Issue 9, 1986. pp. 889—897. doi:10.1016/0277-9536(86)90217-0</ref>. Данные методики имеют различную степень эффективности и полезности и осуществляются как в легальной, так и полулегальной и в нелегальной форме<ref name="levin"/>.

Помимо традиционных восточных школ (акупунктуры, аюрведы), популярны течения:

  • различные психотерапевтические практики;
  • религиозные ритуальные практики.
  • рэйки, экстрасенсорика и бесконтактный массаж;
  • шаманские лечебные ритуалы;

Новые течения нередко выступают с критикой традиционной медицины, утверждая холистический и виталистический подход ко всем системам человека.

В основе нетрадиционной медицины и оздоровительной практики обычно лежат

  • положение об энергии (пране, ци), питающей органы и жизненные силы человека;
  • представление о возможности воздействия на энергетические системы человека с помощью сосредоточения мысли, психических практик или с помощью энергетических пирамид, жезлов, талисманов;
  • положение о балансе всех энергетических систем человека, заимствованное из индийской медицины.

Основанные на положениях Нью Эйдж методы целительства воспринимаются в обществе по разному: от официального признания до запрещения применения в связи с опасностью для жизни и здоровья.

Нью Эйдж и культура[править]

После посещения и проживания в восточных странах, некоторые творческие люди использовали идеи Нью Эйдж для создания новых жанров искусства. В наши дни New Age также называют популярный на Западе жанр музыки (музыка нью-эйдж. Он характерен исполнением восточных мотивов и молитв на множестве инструментов и часто используется для медитаций, например Карунеш, Osho, Гови, Китаро, Чинмая Данстер и другие. В последние годы этот жанр был во многом коммерциализирован, играя роль необычной фоновой музыки в художественных произведениях.

Критика Нью Эйдж[править]

Нью Эйдж подвергается критике (а иногда бойкоту) с различных позиций. Причисление к Нью Эйдж того или иного течения с точки зрения критики придаёт ему оттенок несерьёзности, отсутствия основательности, глубины и подлинности, а иногда обмана и шарлатанства. В ряде случаев критики полагают, что те или иные течения способны наносить ущерб традиционным культурным и религиозным воззрениям, что многие положения Нью Эйдж носят псевдонаучный и псевдодуховный характер, а также что движение представляет опасность для личности и общества в целом.

Наука[править]

Научно-рациональная критика указывает на глубокую субъективность многих положений Нью Эйдж, их неповторяемость и непроверяемость для экспериментов, псевдонаучность некоторых учений. Критике подвергаются не имеющие научного обоснования способы лечения, использование сомнительных методик и наукообразной терминологии, в частности, понятий «биополе», «персонального магнетизма» и т. д.

Сегодня в России наблюдается очередной всплеск массового интереса к «паранормальным» явлениям. Опять в ходу «биополе», которое экстрасенсы якобы способны видеть как «ауру» различных цветов (что-то вроде нимба). Развилось целое псевдонаучное направление, называемое «биоэнергетикой» или «биоэнергоинформатикой», в котором причудливо сливаются наукообразные басни о торсионных полях, парапсихология, астрология и элементы различных религиозных культов.<ref name="alex">Проблемы экспансии лженауки</ref>

Е. Б. Александров

.

Религия[править]

Некоторые традиционные религии, в частности, различные ветви христианства и ислам относятся резко отрицательно к Нью Эйдж и считают, что его адепты подвергают себя большой опасности духовного самообмана<ref>Нью Эйдж (Новый Век) и Церковь Господа Иисуса Христа.</ref>. Суфийские течения ислама отрицательно относятся к утверждениям последователей Нью Эйдж о том, что популярные в этом течении Г. И. Гурджиев, П. Д. Успенский и Идрис Шах будто бы являлись суфиями<ref>Почему у мусульман пытаются отнять суфизм?. Суфизм.Ру. Проверено 6 октября 2011. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012.</ref>.

Лидеры течений[править]

Значительная часть направлений Нью Эйдж некоторыми представителями антикультового движения причисляется<ref>Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования.— Н. Новгород: Христианская библиотека, 2008.— Изд. 3-е, пер. и доп. ISBN 5-88213-050-6. Глава 21. Движение «Нью Эйдж»</ref> к деструктивным сектам. Эти направления зачастую обвиняются в использовании манипулятивных техник убеждения. Многие лидеры движений Нью Эйдж имеют образование в области психологии.

Наиболее известными в России деятелями Нью Эйдж считаются такие личности, как С. Н. Лазарев, А. Г. Свияш, В. В. Жикаренцев, А. А. Пинт и т. д.

См. также[править]

Примечания[править]

<references group=""></references>

Ссылки[править]

Академическое изучение Нью Эйдж
Критика Нью Эйдж

<span id="interwiki-en-ga" />

Эта категория в данный момент пуста.