Категория:Oomoto-ke

Материал из Энциклопедия мифов
Перейти к: навигация, поиск
Файл:Ume-roza.gif
оомото-символ стилизованный цветок японской сливы Умэ
Оомото-кё
японский: 大本教 , о: мото-кё:
ромадзи: oomoto<ref name=oomoto>каллиграфия ромадзи рукой Онисабуро Дэгути — официальное самонаименование оомото-кё латиницей</ref>
хирагана: おおもときょう

Оо́мото, или оо́мото-кё́ (яп. 大本教, おおもときょう – о:мотокё:?) — религиозное учение, возникшее в конце XIX века в Японии. Иногда его считают «реформированным синтоизмом», сектой религии синто, но по доктрине оомото-кё, это вполне самостоятельная религия, с синто имеет схожесть только обрядовую и некоторые общие праздники (подобно как бахаи с исламом). Возникла религия оомото в 1892 году. Оомото-кё с японского переводится как «учение (кё) великого (о:) начала (мото)».

История[править]

Файл:DEGUTInao.gif
Нао Дэгути
Создателей-пророков двое — мужчина и женщина, независимо друг от друга получивших весть от высших сил. Неграмотная женщина Нао Дэгути (1836—1918) написала под их руководством святое писание оомото — «о-худэсаки» — алфавитом катакана. Мужчина, священник синто Киссабуро Уэда, получил информацию свыше, что должен найти Нао для проведение в жизнь нового учения. Встретившись с Нао, он женился на её дочери и принял имя Онисабуро Дэгути. (1871—1948).
Файл:Onisaburo Deguchi 2.jpg
Онисабуро Дэгути

Описание религии[править]

Оомото нельзя отнести конкретно к монотеистическим или политеистическим религиям. Доктрина её признает высшего единого Бога, ниже находятся боги Идзу и Мидзу (огонь и вода, инь и ян) — вместе они составляют «троицу». Ками рангом пониже можно сравнить с ангелами, архангелами, серафимами авраамических религий. Хранительницей веры считается проводница бога Идзу (мужской энергии), а мужчина первосвященник — проводник Мидзу (женской энергии). Предполагается, что это делает религию мягкой, ненасильственной, ненавязчивой. Действительно, в годы 19301940 в милитаристской Японии оомото выступала под пацифистскими лозунгами и подвергалась преследованиям, вплоть до арестов и разрушения храмов.

В оомото-кё принята преемственность по женской линии. В своё время создательница Нао Дэгути усыновила Киссабуро Уэду, женив на своей дочери Сумико, после чего он принял фамилию Дэгути. С тех пор первосвященником оомото-кё становится муж родственницы Нао Дэгути, а хранительницей веры — одна из дочерей.

C 2001 года во главе оомото стоит пятая хранительница веры Курэнай Дэгути<ref>Курэнай Дэгути — пятая хранительница веры оомото</ref>

Главным праздником в оомото-кё является Сэцубун. В Японии в храмах этой религии в Сэцубун монахи зачитывают тысячи листков хитогата с нарисованной стилизованной фигуркой человека<ref>Хитогата</ref>, присланных им со всех концов мира. Эти листки позже будут брошены в воды рек и грехи заполнивших эти листки будут смыты водой (Мидзу). Благодаря постепенному распространению оомото в мире, Сэцубун начинают отмечать и в других странах<ref>Сэцубун в Минске</ref>.

Файл:Chinkon-meditation.jpg
Уэсиба (справа) и Онисабуро Дэгути совместно медитируют. Морихэй исполняет медитацию «тинкон».
Основной формой медитации в оомото-кё является тинкон — особое сплетение пальцев.

Современность[править]

Ныне оомото ведет активную парламентёрскую деятельность по межрелигиозному диалогу. Главный слоган оомото: «Один Бог, единый мир, общий язык общения». В связи с этим оомото активно использует и развивает международный вспомогательный язык эсперанто.
Файл:UK-Tampere95.jpg
Первосвященник оомото-кё Кётаро Дэгути (крайний слева) среди участников Всемирного Конгресса эсперанто в Тампере, Финляндия в 1995 году. Оомото активно использует и поддерживает эсперанто.

Главный храм расположен в городе Аябэ, Япония. Духовный центр в г. Камэока.

В настоящее время оомото получает распространение и вне Японии: в Бразилии (Сан-Паулу), на Филиппинах, в США, Беларуси (Минск), Того, Непале<ref>журнал на эсперанто «Oomoto» n-ro 439/1997 p.1 ISSN 0388-0672 Эсперанто и Омото в Непале</ref>, Индия, Шри-Ланка, Нигерия и др. Если в Бразилии и на Филиппинах общины основаны выходцами из Японии, то в других странах общины оомото-кё возникают благодаря языку эсперанто и через секции айкидо, в духовной основе которого лежат постулаты оомото-кё.

О наименовании[править]

Создатель оомото-кё Онисабуро Дэгути собственноручно начертал наименование религии латиницей<ref>oomoto</ref>, ставшее общепринятым вариантом. По аналогии на русском<ref>самонаименование везде с двумя О</ref> и на монгольском языках (кириллица)<ref>оомото</ref> самонаименование пишется с двумя о в начале, по-японски хираганой встречается написание おほもと<ref>яп. おほもと — о: мото</ref>, где обозначает долготу звука о по правилам, использовавшимся до реформы японского языка после Второй мировой войны.

Ссылки по наименованию[править]

Интересные факты[править]

  • Во время похода в Монголию<ref>ISBN 5-8183-0322-5 Джон Стивенс «Морихэй Уэсиба. Непобедимый воин», стр. 64-77</ref> в 1924 году в поисках не то Шамбалы, не то Места для основания государства Майтрейи, Онисабуро Дэгути объявлял себя воплощением (потом якобы временным) этого будды Мироку (японское наименование этого будды). Он даже в поход отправился верхом на белой лошади, как предсказано в буддистской мифологии. Имеется икона с его изображением в образе будды Мироку<ref>Онисабуро Дэгути — будда Мироку</ref>.

В то время в Монголии шла война, Япония оккупировала часть Китая и создала марионеточное государство Манчжоу-го. Но путешественников вскорости арестовали, посчитав японскими шпионами и даже успели приговорить к смерти. Только заступничество властей Японии вернуло им свободу и обратный путь в Японию<ref>Джон Стивенс «Морихэй Уэсиба. Непобедимый воин. Иллюстрированная биография основателя Айкидо» М. «Гранд» 2001 стр. 64-76 ISBN 5-8183-0322-5</ref>.

Примечания[править]

<references group=""></references>

Ссылки[править]

Официальные сайты оомото-кё[править]

Книги[править]

Дополнительно[править]

Эта категория в данный момент пуста.