Категория:Vera Bahai

Материал из Энциклопедия мифов
Перейти к: навигация, поиск

Шаблон:Бахаи Ве́ра Бахаи́ (бахаизм, бехаизм) — одна из молодых религий откровения (то есть религий, у которых есть собственные Священные писания). Её основатель Бахаулла (18171892) почитается бахаи как последний из ряда «Богоявлений», который, помимо Бахауллы, включает Авраама, Моисея, Будду, Заратустру, Кришну, Иисуса Христа, Мухаммада, Баба и другие подобные фигуры.

Вера Бахаи́ (араб. «Баха» بهاء — «Слава») зародилась в середине XIX века и в настоящее время объединяет свыше 5 млн последователей,<ref name="britannica1">The Britannica Book of the Year (1992-present)</ref><ref name="britannica-1998">Major Religions Ranked by Size, reference to the 1998 estimate in Encyclopedia Britannica</ref> в 188 странах и на 45 зависимых территориях<ref name="britannica1"/>. Это представители 2112<ref>Bahá'í World News Service: Statistics</ref>[неавторитетный источник?] народов, народностей и племён, выходцы из всех социальных слоёв и культур. Части священных писаний Веры Бахаи переведены более чем на 800 языков мира<ref>Doctor of Theology, Stockman, R. H., Scripture</ref><ref>Baha’i Sacred Writings</ref>[неавторитетный источник?].

Главные темы учения бахаи — единство Бога, единство религий и единство человечества. Напоминая об аналогичных учениях прежних Богоявлений, Бахаулла заявляет, что существует только одна религия — «неизменная Вера Божия, вечная в прошлом, вечная в грядущем»<ref name="Aqdas182">Китаб-и-Агдас, К182</ref>, аналогично тому, как в Коране «исламом» называется любая религия откровения.

Бахаисты считают свою религию последней мировой монотеистической религией откровения, в то время как среди религиоведов<ref>{{#invoke:String|replace|source=Ю. А. Иоаннесян|pattern=^(%[*)(.-[^%.%]])(%]*)$|replace=%1%2%3.|plain=false}} БАХАИ РЕЛИГИЯ // Православная Энциклопедия / Ред. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. — М.: Церковно-научный центр "Православная Энциклопедия", 2002. — Т. 4. — С. 391-393. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-009-9.Архивировано из первоисточника 05-11-2012.</ref> её классифицируют в диапазоне от исламско-синкретической секты<ref>{{#invoke:String|replace|source=Т.Ибрагим|pattern=^(%[*)(.-[^%.%]])(%]*)$|replace=%1%2%3.|plain=false}} БАХАИЗМ // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. — 2-е изд., испр. и допол.. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.Архивировано из первоисточника 05-11-2012.</ref> до новой мировой религии.<ref>{{#invoke:String|replace|source=А. А. Грицанов|pattern=^(%[*)(.-[^%.%]])(%]*)$|replace=%1%2%3.|plain=false}} БАХАЙ // Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. — Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. — 896 с. — ISBN 985-6235-17-0.Архивировано из первоисточника 05-11-2012.</ref>

Основные положения[править]

Учение бахаи оформилось как вполне самостоятельная религия, всецело основанная на учении её основоположника Бахауллы. Она не является культовым ответвлением, реформистским течением или сектой в рамках какой-либо другой религии, нельзя её назвать и просто философской системой.<ref name="Shaefer1">Удо Шефер. Вера бахаи — секта или религия?</ref> По словам известного историка и философа А. Дж. Тойнби<ref name="Toynbee1">Из письма д-ру N. Kunter, Авакат, Стамбул, Турция, датировано 12 августа 1959 года. Опубл. в: British Bahá'í Journal, No. 141, p. 4, November 1959.</ref>:

« Бахаи — это независимая религия наравне с исламом, христианством и прочими признанными мировыми религиями. Бахаи — это не секта; это отдельно существующая религия, имеющая тот же статус, что и остальные признанные религии. »

Еще в 1904 году российский писатель С. И. Уманец упоминает о Бахаи как о самостоятельной религии.<ref name="Momen1">Moojan Momen, The Babi and Baha’i Religions, p. 59.</ref> А в 1925 году исламский суд Египта<ref>1925 г., мусульманский суд в городе Беба рассматривал дело о заключении браков семи мужчин-бахаи с мусульманками. Поскольку вера бахаи была признана отдельной религией, «полностью независимой», со своими собственными «верованиями, принципами и законами», браки были расторгнуты.</ref> определил веру бахаи как отдельную религию, но не секту ислама.

Существуют и другие мнения на этот счёт. Так, по мнению евангелисткого проповедника Уолтера Мартина (Шаблон:En), «вера Бахаи является иранским трансплантатом в Соединённых Штатах, синкретической религией, нацеленной на объединение всех вероисповеданий во всемирное братство и дающей в результате людям право соглашаться или нет с тем, что в бахаи считается второстепенными вопросами, но придерживаться основных великих истин мировых религий, почитая Бахауллу как Мессию нашего времени».

Вера[править]

Бог[править]

Концепция Бога в вере бахаи строго монотеистична и трансцендентна. Учение бахаи считает всякие попытки познать сущность Бога бесполезными. Единственной связью между Богом и людьми бахаи считают Посланников Бога (Пророков, Явителей), которых они называют «Богоявлениями».

Религия[править]

Когда бахаи говорят, что все религии составляют одно целое, это не означает, что различные религиозные учения похожи друг на друга. Они верят, что существует одна вера, Вера в Бога, и все Посланники Бога раскрывали её сущность. Согласно доктрине бахаи, «Для бахаи индуистского происхождения Бахаулла является новой инкарнацией Кришны. Для бахаи, являющихся выходцами из среды христиан, Бахаулла воплощает обещание Христа возвратиться „во славе Отца“, соединить всех людей, чтобы были „одна паства и один пастырь“».<ref>Shoghi Effendi, God Passes By, p. 93.</ref>

Человек[править]

Говоря о человеке и его предназначении, бахаи учат, что физическое тело есть форма существования людей на Земле, но изначальная сущность каждого человека — это душа, которая и отличает людей от животных. Жизнь в этом мире, по мысли Бахауллы, подобна жизни ребёнка во чреве матери: нравственные, интеллектуальные и духовные качества, которые человек с помощью Бога воспитывает в себе, будут «органами и конечностями», необходимыми для развития его души в мирах за пределами земного существования. После того, как тело умирает, душа продолжает жить. Она отправляется в путь к Богу через множество миров или плоскостей существования. Успешное духовное путешествие к Богу в традиционных терминах подобно жизни в раю. В случае неуспеха душа остаётся вдалеке от Бога, и её существование становится адом. В свою очередь, душа развивается и крепнет только через отношения человека с Богом, которые осуществляются посредством молитв, медитаций, изучения откровений Пророков, моральной самодисциплины и служения человечеству в той сфере, где каждая личность может наилучшим образом реализовать свои способности.

История[править]

Развитие веры бахаи, согласно классификации Шоги Эффенди, делится на несколько периодов развития. «Героический», или «Апостольский», век длился с 1844 по 1921 год, до момента смерти Абдул-Баха; окончательно он завершился в 1932 году со смертью Бахиййе-ханум, старшей из дочерей Бахауллы. Сейчас идёт «Век Становления», или «Переходная эпоха», когда строится и укрепляется основание Администрации бахаи и эта вера выходит из безызвестности. Последней стадией развития веры будет «Золотой Век», когда она станет основанием для всей общественной жизни людей.<ref name="WOB98">Шоги Эффенди, Миропорядок Бахауллы, стр. 98.</ref> В дореволюционной России имелось несколько крупных общин бахаи. Первый в мире храм бахаи был построен в начале XX века в Ашхабаде.

Баб[править]

23 мая 1844 года в персидском городе Ширазе молодой торговец Сиййид Али-Мухаммад, известный под именем «Баб» (араб. «Врата»), провозгласил скорое появление Посланника Бога, «ожидаемого всеми народами мира». Хотя, по Его словам, Он сам являлся носителем божественного откровения, Его главной целью было подготовить человечество к приходу нового Богоявления. Исламское духовенство враждебно встретило проповедь Баба и использовало своё влияние на правительство для организации преследования Баба и Его приверженцев. Баб был арестован, заключён в тюрьму и, наконец, 9 июля 1850 года расстрелян на площади в городе Тебризе. За период с 1844 по 1863 годы было казнено около 20 тысяч его последователей по всей Персии.

Статус Баба с точки зрения религии Бахаи[править]

Для последователей религии Бахаи Баб является независимым Явителем Бога и одновременно Предшественником Бахауллы. Шоги Эффенди определяет статус Баба следующими положениями:

  • Двойственный характер Откровения Баба — наиболее явная черта в Миропорядке Бахаи.
  • Главная причина величия Баба, Его первичная роль — в Его ранге самодостаточного Явителя Бога.
  • В качестве Предтечи, Баб связан с Откровением Бахауллы. Миропорядок бахаи был порожден двойным Откровением Баба и Бахауллы. Сам момент начала Откровения Бахаи — Провозглашение Баба Мулле Хусейну 23 мая 1844.
  • Баб дал начало новому пророческому циклу, пришедшему на смену предыдущему, адамическому. Творческая энергия, высвобожденная в час рождения Его Откровения и духовный импульс Его миссии и Его мученичества наделила человечество потенциалом, необходимом для достижения зрелости; в настоящее время эта энергия раскачивает сложившееся равновесие мирового порядка, чтобы в конечном итоге привести его к состоянию всемирного единства.
  • Величие Баба независимо от краткости Его Откровения (Провозглашение Бахауллы состоялось спустя всего 19 лет после Провозглашения Баба) и краткости того времени, в которое были действительными Его законы.
  • Баб являлся олицетворением исполнения пророчеств всех мировых религий. Он был «Ушидар-Мах» зороастрийских писаний, возвращение Пророка Илии еврейской традиции, второе пришествие Иоанна Крестителя для христиан и «вторым бичом» Книги Откровения; Каэм и Махди, ожидаемый мусульманами.
  • Распространенное в свое время на Западе мнение о том, что Баб был всего лишь «вдохновенным предшественником» Бахауллы, побудили Шоги Эффенди приняться за перевод «Вестников рассвета» Набиля Зарранди, монументального исторического отчета о личности и эпохе Баба, «чтобы дать возможность лучше понять и ближе воспринять огромное значение возвышенного статуса Баба».

Бахаулла[править]

Мирза Хусейн Али, уроженец области Нур, больше известный под именем Бахаулла («Слава Божья»), родился в 1817 году в аристократической семье, ведшей свой род от правящих династий времён имперского прошлого Персии и владевшей значительными богатствами и обширными землями. Отказавшись от придворных постов, положенных ему по происхождению, Бахаулла прославился своими щедростью и приветливостью, которые снискали ему любовь среди соотечественников.

Бахаулла стал одним из первых и, несомненно, самых ярких последователей Баба. Разделив судьбу многих бахаи после казни Баба, Бахаулла потерял всё своё имущество и владения, был заключён под стражу, подвергнут пыткам и выслан из страны. В 1852 году царское правительство России предложило политическое убежище Бахаулле, томившемуся в то время в тегеранской тюрьме Сиях-Чаль, однако он отказался от этого предложения, предпочтя вместо этого высылку в Ирак. В месте первой ссылки в Багдаде в 1863 году Бахаулла объявил, что он есть тот, чьё пришествие было обещано Бабом. Из Багдада Бахаулла был выслан сначала в Константинополь, затем в Адрианополь и, наконец, в Акко, куда он был доставлен в 1868 году.

В Адрианополе и в Акко Бахаулла написал ряд коллективных и индивидуальных обращений к правителям того времени<ref name="Summons">Baha’u’llah, The Summons of the Lord of Hosts.</ref>, призвав их засвидетельствовать наступление Дня Божиего и признать Обетованного, предсказанного Писаниями исповедуемых ими религий. Он также советовал им примирить свои разногласия, сократить вооружения и принять систему коллективной безопасности, когда агрессия против одной из стран будет немедленно остановлена вмешательством объединённых сил всех остальных государств.

Бахаулла скончался 29 мая 1892 года в местечке Бахджи, к северу от Акко, и был там похоронен. В то время его учение уже распространилось за пределы Ближнего Востока.

Абдул-Баха[править]

Аббас Эффенди, старший сын Бахауллы, родился 23 мая 1844 года. Вместе с другими членами семьи он сопровождал Бахауллу во всех его ссылках и тюремных заключениях. После смерти отца он взял себе имя Абдул-Баха (то есть «Слуга Баха») с целью подчеркнуть верность ему. Перед своей смертью Бахаулла назначил его единственным полномочным толкователем своего учения. Последователи Веры Бахаи видят в Абдул-Баха модель совершенного образа жизни бахаи.

В 1898 году, когда Абдул-Баха ещё оставался узником Османской империи, в Акко прибыли первые паломники-бахаи с Запада. После освобождения из тюрьмы в 1908 году Абдул-Баха предпринял несколько путешествий в Египет, Европу и Америку. Там он провозглашал весть Бахауллы о единстве и социальной справедливости в религиозных общинах, профсоюзах, на университетских факультетах, перед журналистами и государственными чиновниками, а также во время многочисленных общественных собраний.

Абдул-Баха скончался в 1921 году, за годы своей жизни укрепив основание Веры Бахаи и распространив её по всему миру.

Шоги Эффенди[править]

В своём завещании Абдул-Баха назначил своего внука Шоги Эффенди Раббани (18971957) «Хранителем Веры Бахаи» и толкователем учения бахаи. Шоги Эффенди работал на протяжении 36 лет до самой своей смерти в 1957 году. За эти годы он перевёл многие писания Бахауллы и Абдул-Баха на английский язык, разъяснил их смысл, ускорил становление местных и национальных институтов бахаи и осуществил множество планов, целью которых было распространение веры бахаи по всему миру.

Социальная практика[править]

Символы[править]

Файл:051907 Wilmette IMG 1404 The Greatest Name.jpg
Один из символов Веры Бахаи — стилизованная девятиконечная звезда с каллиграфией «Величайшего Имени» в центре
Файл:Ringstone.jpg
Символ Бахаи «Баха»

Общепринятыми символами Веры Бахаи являются девятиконечная звезда, каллиграфическое написание Величайшего Имени (араб. «Йа-Баха-уль-Абха», в переводе «О Слава Всеславного!»), а также каллиграфическое написание имени Баха (بهاء , араб. — «Слава»).
Символ «Баха» символизирует непрерывную связь между тремя мирами — мира людей, Явителей и Бога, соединенных Святым Духом.

Основные принципы вероучения Бахауллы[править]

  1. Признание общего источника и неопровержимого единства всех основных религий мира;
  2. Самостоятельный поиск истины каждым верующим;
  3. Отказ от всех видов предрассудков (расовых, национальных, религиозных, классовых, политических);
  4. Признание того, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием;
  5. Значимость и необходимость всеобщего образования;
  6. Осуществление равноправия мужчин и женщин;
  7. Устранение крайних форм бедности и богатства;
  8. Установление федеральной системы мирового сообщества, основанной на принципах всеобщей безопасности и международной справедливости;
  9. Необходимость для каждого индивидуума следовать высоким личным моральным принципам;
  10. Всеобщий вспомогательный язык, с помощью которого люди разных народов свободно смогут понимать друг друга;
  11. Последовательное создание новой мировой цивилизации на основе приоритета принципов духовности.
  12. Отказ от фанатизма
  13. Отказ от азартных игр
  14. Отказ от употребления алкоголя или наркотиков. За исключением предписанного врачом.

Календарь[править]

У бахаи есть свой календарь, состоящий из 19 месяцев по 19 дней в каждом. Месяцам присвоено название атрибутов Бога, например: Баха (Великолепие), Джалал (Слава), Джамал (Красота), Каул (Речь), Ала (Возвышенность) и т. д.

Молитва[править]

У бахаи существует два типа молитв: обязательные и общие.

« Существуют три ежедневные обязательные молитвы… Верующему дана свобода выбора одной из этих трех обязательных молитв, однако он должен читать ее в соответствии с теми конкретными наставлениями, которыми избранная молитва сопровождается. »

Приветствие[править]

Шаблон:Anchor Бахаи приветствуют друг друга словами «Алла-у Абха» (в переводе с арабского языка — «Бог Преславен»). В Вере Баби использовалось приветствие «Алла-у Акбар» (араб. «Бог Величайший»). Бахаулла изменил это приветствие во время пребывания в Адрианополе с 1863 по 1868 год. По словам Шоги Эффенди:

…Старое приветствие «Аллах-у Акбар» было заменено новым «Аллах-у Абха», которое было одновременно принято в Персии и Адрианополе, причём первым, кто по совету Набиля стал употреблять его в Персии, был мулла Мухаммад Фуруги, один из защитников форта шайха Табарси. Это произошло в тот период, когда выражение «люди Байана», обозначавшее последователей мирзы Йахйи, было упразднено, и на смену ему пришло обозначение «люди Баха».

Социально-экономические проекты[править]

Бахаи активно вовлечены в проекты социально-экономического развития в разных странах.<ref>Страница на официальном сайте Международного Сообщества Бахаи, посвящённая обзору социальной деятельности бахаи</ref> Из российских проектов можно упомянуть проект ЗИПоПо, который активно развивался в Казани, Улан-Удэ и ещё нескольких городах, а также широко распространился за рубежом (к 2009 г. было подготовлено около 2000 ведущих в 64 странах).<ref>Шамиль Фаттахов: «Мы помирили сербов и албанцев»</ref>

Администрация[править]

Файл:Seat of the Universal House of Justice2.JPG
Здание Всемирного Дома Справедливости в Хайфе (Израиль)

В своей книге законов Китаб-и-Агдас Бахаулла предписал, что в каждом городе должен быть создан так называемый «Дом Справедливости» — коллегиальный выборный орган из девяти или более человек, управляющий всеми делами общины. Такие же «Дома Справедливости» должны функционировать на национальном уровне, а на всемирном уровне должен быть избран Всемирный Дом Справедливости, который считается у бахаи безошибочным органом<ref name="Aqdas30">Китаб-и-Агдас, К30</ref>.

В своём завещании Бахаулла назначил своего старшего сына Аббаса Эффенди (Абдул-Баха) толкователем Писаний Бахаи. Абдул-Баха, в свою очередь, назначил своего старшего внука Шоги Эффенди «Хранителем Веры», с тем же самым правом единоличного толкования Писаний. Шоги Эффенди никого не назначил своим преемником, но сделал все возможное для подготовки избрания первого состава Всемирного Дома Справедливости.

К 1963 году община бахаи стала достаточно велика, чтобы, наконец, можно было избрать представительный Всемирный Дом Справедливости. В первых выборах принимали участие 56 Национальных Духовных Собраний (прообразов национальных Домов Справедливости). Всемирный Дом Справедливости переизбирается каждые пять лет, Национальные и Местные Духовные Собрания — каждый год. Таким образом, с 1963 года делами мирового сообщества бахаи руководят только выборные органы.

У бахаи нет священников, каждый верующий постигает истину самостоятельно. Образ жизни бахаи включает ежедневные молитвы, участие в мероприятиях совместно с людьми различных национальностей и социального положения, отказ от алкоголя и наркотиков, святость брака. Раз в год, со 2 по 20 марта, бахаи соблюдают пост, воздерживаясь от приёма пищи и питья от восхода солнца до заката. Всякая работа, выполняемая в духе служения человечеству, рассматривается как богослужение.

Национальные и Местные Духовные Собрания[править]

Ежегодно в мире бахаи избираются 182 Национальных Духовных Собрания (с 2001 года число неизменно). Духовных Собраний (ни Местных, ни Национального) нет в Иране, где бахаи по-прежнему подвергаются жестоким преследованиям<ref name="prizyv">Призыв выдающихся ученых прекратить преследования</ref><ref name="fidh">International Federation for Human Rights (2003-08-01). «Discrimination against religious minorities in Iran» (PDF). fdih.org.</ref>. Существует более 13 000 Местных Духовных Собраний (органы самоуправления общины уровня отдельного населённого пункта (регионального значения); данные за 2005 год).

Святыни и храмы[править]

Всемирный центр бахаи[править]

Файл:Bahai Temple.jpg
Монументальная усыпальница Баба в Хайфе

Всемирный административный и духовный центр религии бахаи находится на севере Израиля<ref>The Bahá'í World Centre</ref>. Он является также местом паломничества бахаи со всего мира<ref name="bahai-pilgrimage">Flash redirect</ref>. В городе Хайфа на склонах горы Кармель располагаются так называемые «сады бахаи», включающие Усыпальницу Баба, которую жители называют «Храмом Бахаи», и обрамляющие её террасы, а также комплекс административных зданий, образующих дугу: здание Международного центра обучения, резиденция Всемирного Дома Справедливости, Центр изучения текстов и Международный архив. Другие святыни, связанные с жизнью Бахауллы, расположены в городе Акко и его окрестностях, включая самое святое для бахаи место — Усыпальницу Бахауллы в Бахджи.

8 июля 2008 года на своём заседании в Квебеке, Канада, комитет всемирного наследия ЮНЕСКО внёс Всемирный центр бахаи в реестр Всемирного Наследия. Таким образом, сады бахаи в Хайфе и Бахджи стали первыми достопримечательностями в реестре ЮНЕСКО, которые связаны с религиозными традициями, возникшими в современный период истории<ref name="unesco">Baha’i shrines chosen as World Heritage sites</ref>.

Дома поклонения — храмы бахаи[править]

Файл:Bahai-house-of-worship-delhi2.jpg
Известный в Индии как «Храм Лотоса», этот Дом Поклонения Бахаи ежегодно привлекает в среднем 4 млн посетителей

Свои храмы бахаи называют «Дома Поклонения», или Машрикуль-Азкар (с арабского «Место восхода хвалы Божьей»). Бахаулла повелел, чтобы в каждой местности, где проживают бахаи, был возведен храм с девятью входами и одним куполом, символизирующим единство религий<ref name="kitab-i-aqdas-31">Бахаулла. Китаб-и-Акдас, К31</ref>.

Первый Дом поклонения бахаи был сооружён в 1908 в Ашхабаде по проекту российского архитектора Волкова<ref name="akkerman">Аккерман, Н., Хассел, Г., «Вера бахаи в России: исторический очерк»</ref> (серьёзно повреждён землетрясением в 1948 и снесён в 1963)<ref name="houses">Bahá'í Houses of Worship</ref>. В настоящее время действует 7 Домов поклонения бахаи, называемых «Материнскими Храмами» на каждом континенте или части света: в Индии (Азия), Австралии, США (Северная Америка), Германии (Европа), Панаме (Центральная Америка), Уганде (Африка) и Западном Самоа (Океания)<ref name="houses"/>. Строится храм в Чили (Южная Америка)<ref name="chile">Bahá'í Temple in South America</ref>.

Некоторые из храмов бахаи получили широкое публичное признание. Так, «Материнский храм» бахаи в Северной Америке назван одним из семи чудес штата Иллинойс<ref name="7wonders-illinois">Seven Wonders of Illinois</ref>, а Храм Лотоса в Нью-Дели получил целый ряд престижных архитектурных наград<ref name="lotus-tribute">Bahá'í House of Worship, India</ref> и является одной из самых посещаемых достопримечательностей Индии.

Численность последователей[править]

Ежегодник Британской энциклопедии за 1998 год называет цифру 6,67 млн.<ref name="britannica-1998"/>, однако бахаи считают, что на тот момент она была значительно завышена, предпочитая говорить, что их было около 5 млн<ref>Bahá'í statistics</ref>. Также указывается, что прирост последователей сегодня составляет 5,5 % в год по всему миру.

В России общее количество бахаи на конец 2004 года равняется 3676. На Украине с августа 2005 года чуть больше 600 бахаи. В Белоруссии на начало 2008 года насчитывается около 350 бахаи.

Международная Община Бахаи признана ООН в качестве неправительственной организации с консультационным статусом<ref>United Nations' DPI/NGO Directory</ref>. Она аккредитована при Экономическом и социальном совете ООН и Международной организации помощи детям ЮНИСЕФ и сотрудничает с данными организациями по многим направлениям<ref>The Bahá'í International Community and the United Nations</ref>.

Бахаи в России, СССР, СНГ[править]

Когда в Туркестане была установлена российская администрация, там, начиная с 1882 года, стали селиться первые бахаи — беженцы из Ирана. Через некоторое время Ашхабад стал настоящим убежищем для бахаи. До революции 1917 года на территории Российской Империи общины бахаи существовали по крайней мере в четырнадцати городах, в том числе в Ашхабаде, Баку, Бухаре, Москве, Ташкенте и Тбилиси<ref name="akkerman"/>, однако все они были уничтожены в советское время<ref name=autogenerated1>Аккерман, Н., Хассел, Г., «Вера бахаи в России: исторический очерк»</ref>. Начиная с 1991 местные общины бахаи начали появляться в некоторых крупных городах России и других государств СНГ. В настоящее время в Российской Федерации существует 43 Местных Духовных Собрания. Общее количество населённых пунктов, где проживают бахаи, достигло к началу 2004 года 424. Централизованная религиозная организация «Община последователей веры бахаи в России» зарегистрирована в Министерстве юстиции под номером 218.

Упоминания бахаи в русской культуре[править]

См. также[править]

Примечания[править]

<references group=""></references>

Литература[править]

Ссылки[править]

Эта категория в данный момент пуста.