Кей-Сенешаль

Материал из Энциклопедия мифов
Перейти к: навигация, поиск
Кей, Кай, Кей-Сенешаль
Kay-seneshal.jpg
Кэй-Сенешаль
Мифология: английская мифология, валлийская мифология
Пол: мужской
Отец: Эктор
Брат: молочный брат Артура
Связанные события: Легенды

Кей - родной сын сэра Эктора Уэльсского, молочный брат короля Артура из повествовании Мэлори «Смерть Артура» (о короле Артуре).

Сенешаль двора короля Артура и рыцарь Круглого Стола. В кельтской традиции, где он выступает как герой, наделенный мифологическими чертами, этот персонаж носит имя Кай Хир.

Испытание Мерлина[править]

В повествовании Мэлори «Смерть Артура» волшебник Мерлин придумал испытание, способное выявить законного короля. В первый день Нового года устраивался турнир, и на него должны были являться все барды и рыцари королевства.

Сэр Эктор взял с собой на состязание приемыша Артура и родного сына Кея, которому предстояло посвящение в рыцари. По дороге на турнир Кей обнаружил, что забыл свой меч, и послал за ним Артура. Артур вернулся, но нашел дом запертым, юноша поскакал обратно и возле одной церкви увидел меч, воткнутый в камень. Посчитав, что клинок вполне подойдет Кею, Артур выдернул его из камня и помчался на турнир. Кей, принимая меч от молочного брата, заметил надпись, выгравированную на лезвии: «Кто вытащит сей меч из камня, тот и есть по праву рождения король над всей землей Английской». Кей показал клинок отцу и заявил, что сам извлек оружие из камня. Сэр Эктор не поверил сыну и потребовал сказать правду, и Кей с неохотой признался, что меч дал ему Артур.

Все участники турнира поскакали к церкви, где Артур с легкостью вонзил клинок в камень. Кей попытался вытянуть его из каменной глыбы, но этого ему не удалось. Собравшиеся вокруг бароны и рыцари, посмотрев, как Артур без труда извлекает меч, сразу же объявили его королем.

Кэй - могучий чародей[править]

Впервые Кэй появляется в валлийской повести «Килох и Олвен», где предстает могучим чародеем: способен девять дней и ночей провести под водой, такой же срок обходиться без сна, способен становиться ростом с высокое дерево, в самый сильный дождь на расстоянии вытянутой руки от него все остается сухим, и в мороз он может обогреть спутников лучше любого костра. Рану, нанесенную его мечом, не в силах залечить ни один лекарь. Добывая чудесные предметы, которые требует великан Исбаддаден за руку своей дочери Олвен, Кэй путешествует на спине древнего и мудрого лосося и освобождает из заточения чародея Мабона, сына Модрон.

Ссора Кэя с Артуром[править]

В той же повести есть любопытное упоминание о ссоре Кэя с Артуром. Причиной ее стал сложенный Артуром глумливый стих о том, как Кэй, побоявшись вызвать великана на честный бой, обманом одолел противника, пока тот спал. Несмотря на то что оскорбленный Кэй в конце концов примирился с королем, но с тех пор «ни беды Артура, ни гибель его людей не могли побудить Кэя прийти к нему на помощь».

Сенешаль[править]

Уже в самых ранних текстах чертами кельтского Кэя становятся смесь храбрости и злоязычия, бескорыстия и хитрости и коварства. Первая же реплика этого персонажа в «Килох и Олвен» относится к «обычаям двора», что, очевидно, способствовало закреплению за ним роли сенешаля Артура в последующей традиции.

Характеристики Кэя в других источниках[править]

Валлийский Кэй имеет свой аналог и в ирландских источниках: имя Кай или Кэй (Кэ) упоминается в ряде исторических документов и мифологических саг. «Справедливый Кай» в «Килох и Олвен» — вполне вероятно, калька с ирландского Cainbrethach.

В «Мабиногион» Кэю приписывается способность выпить не пьянея больше, чем целая армия, а также способность нагонять в бою ужас на противника одним своим видом. Эти черты, вполне приличествующие эпическому герою в духе Роланда, во французском рыцарском романе XII в. оказались невостребованными. И если валлийская традиция вплоть до середины Средних веков сохраняет героические черты Кэя, то в романной традиции он превращается во второстепенного, хотя и неизменно присутствующего в каждом романе персонажа.

Романы рисуют Кэя насмешником и козлом отпущения, заносчивым придворным, ярым защитником придворного этикета и источником самых различных ссор и неприятностей при дворе - все для того, чтобы оттенить фигуру главного героя: Гавейна, Ланселота или Ивейна.