Легенда о гроте

Материал из Энциклопедия мифов
Перейти к: навигация, поиск
Грот Артура
Все версии легенд о короле Артуре сходны в одном: король захоронен в таинственном месте, попасть в которое не просто. Во многих версиях ожидается возвращение короля в мир людей.

Поверье, что могилу короля найти невозможно, поскольку он бессмертен, первоначально возникло, очевидно, в Бретани и уже оттуда попало в Корнуолл и Уэльс, а затем на основе бретонских поверий возникла литературная форма этой легенды, согласно которой Артур пребывает на волшебном острове Аваллон. Вариант легенды о короле, спящем в ожидании часа своего возвращения в пещере или гроте, происходит, вероятно, из Корнуолла. Обе эти версии — о зачарованном острове и о волшебном гроте — могут, восходить к упомянутой у Плутарха легенде об изгнанном боге, который спит на каком-то из расположенных на западе островов.

Существуют две реальные пещеры, носящие имя Артура, — одна в Монмуте, другая в Энглеси, Легенды сходятся в том, что грот или пещера представляет собой заколдованную подземную залу, попасть в которую можно лишь однажды и при необычных обстоятельствах. Обычно в волшебном гроте пребывает не один только Артур: в зависимости от версии, в ней могут почивать рыцари Круглого Стола, храниться сокровища Камелота или и то, и другое разом.

В некоторых вариантах самого Артура в пещере нет, «опочивальней» ему тогда служит какая-то иная пещера (наиболее известная — грот неподалеку от Кэдбери в графстве Сомерсет). Из наиболее часто упоминаемых пещер можно упомянуть пещеры Крейг-и-Ддинас в Гламоргане, Олдери Эдж в Чешире, грот замка Ричмонд в Йоркшире, пещеры Сьюингшлдс в Нортумберленде и Эйлдон Хиллз в окрестностях Мелроуза в Шотландии — с именем Артура связывают до дюжины естественных пещер.

События легенды варьируются от местности к местности. Как правило, речь идет о том, как кто-то находит доступ в пещеру, причем результат этого вторжения оказывается плачевным. Согласно легенде о Крейг-и-Ддинас, вход в пещеру показал некоему жителю Уэльса английский волшебник.

В высоком и просторном гроте лежали в круг король и его рыцари; спящие были в доспехах и подле них ждало своего часа оружие. Внутри круга возвышались куча золота и куча серебра. Волшебник объяснил уэльсцу, что Артур спит здесь до тех пор, пока ему не настанет пора проснуться и восстановить мир и справедливость во всей Британии. До тех пор тот, кто вступил в пещеру, может взять себе часть сокровищ, но ни в коем случае он не должен тревожить рыцарей.

Если один из них все же проснется и спросит, пришло ли время, единственным спасением будет сказать:

«Нет, спи спокойно».

Унесенные золото и серебро древнего короля не стоит пускать на ветер. Герою легенды удается унести какое-то количества золота, но некоторое время спустя он возвращается за новой порцией, однако забывает, что именно он должен ответить проснувшемуся рыцарю. В результате он получает хорошую взбучку от проснувшихся рыцарей, которые изгоняют его из пещеры. Забывчивый герой, который от полученной порки сделался слаб, терпит лишения, до конца своей жизни пытаясь отыскать вход в заветную пещеру.

В английских и шотландских версиях на долю героя выпадают другие испытания. Он может столкнуться с волшебными предметами, такими как меч и рог, которые использует неверно. Под одной из версий, Артур действительно просыпается, но герою не удается завершить ритуал, и король засыпает вновь.

Хотя фольклорный Артур спит до времени в волшебном гроте, в некоторых легендах он восстает ото сна, чтобы присоединиться к легендарной Дикой охоте. Это поверье бытовало во Франции, так же как и легенда о том, что «опочивальней» Артура служит потухший вулкан Этна, несомненно, привезенная на Сицилию норманнами и выходцами из Бретани на службе у норманн.

«Сицилийский» Артур часть времени бодрствует и даже иногда отвечает на вопросы тех, кто знает, как правильно обратиться к королю.

Впрочем, поверья о бессмертном короле или герое, спящем в ожидании своего часа в подземной пещере, были достаточно широко распространены в средневековой Европе. Насколько на них повлияла мода на «Matiere de Bretagne», определить достаточно сложно, поскольку сохранившиеся письменные свидетельства ничего не говорят о том, где и когда эти поверья возникли.