Лето

Материал из Энциклопедия мифов
Перейти к: навигация, поиск
Лето (Λητώ)
Leto.gif
'
титанида
Мифология: греческая мифология
Пол: женский
В иных культурах: Латона, Лада
Занятие: Богиня ночи и забвения
Отец: Кей
Мать: Феба
Дети: Аполлон и Артемида
Связанные события: Легенды
Кеяниды
Происхождение: Титаны
Отец: Кой(Кей)



Ле́то (иногда Лето́, др.-греч. Λητώ, дорийская форма Лато, также Латона (L h t w) в римской мифологии) - в древнегреческой мифологии — титанида, дочь титанов Коя и Фебы, родившая от Зевса Аполлона и Артемиду.

Происхождение[править]

Родилась на острове в Океане в районе страны кельтов, потому там почитают Аполлона, и царствуют там Бореады.

Имя Лето сближали с корнем led, leth, указывающим на "ночь" и "забвение", тем более, что мать ее Феба - луна, а сестра Астерия - звезда. Однако, вероятнее всего, это божество догреческого происхождения, и мифы о Лето восходят к догреческим малоазийским корням, а имя ее связано с ликийским lada, "жена", "мать". По сообщению Страбона, на реке Ксанф в Ликии (Малая Азия) был храм Лето, на острове Родос ей была посвящена роща, на Крите город с догреческим населением, названный именем Лето. Возможно, этим негреческим происхождением богини объясняется ее незаконная связь с Зевсом, преследование ее Герой и особенно трудности при рождении близнецов, когда ни один клочок суши не смел принять гонимую Герой Лето.

Образ матери[править]

Лето — воплощение материнской любви, преданности своим детям, самоотверженности в их защите. Лето — образец титанической стойкости в исполнении материнского долга.

В мифах создан образ Лето как страдающей матери, "вечно милой", "самой кроткой", которая благодаря своим детям заняла почетное место на Олимпе. Лето изображается и прославляется как мать и жена. В гомеровском гимне описывается картина долгих странствий богини по материку и островам греческого мира, ее просьба к Делосу стать ей пристанищем и обещание прославить остров великолепным храмом.

Когда Лето пришёл срок разрешиться от бремени, причиной которого был сам Зевс, преследуемая Герой, она нигде не могла найти пристанища. Гера устроила так, что ни один клочок земной тверди не должен был принять Лето. Отовсюду гонимая, она пришла, наконец, на остров Делос, который ещё не был окончательно затвердевшим, так как менял своё местоположение. Здесь Лето и нашла для себя убежище, пообещав воздвигнуть великолепный храм.

Девять дней мучается Лето в тяжелых схватках, вокруг нее "лучшие среди богинь" - Фемида, Рея, Амфитрита, Диона и другие. Злобная ревнивая Гера задержала свою дочь, богиню родов Илифию под облаками на Олимпе. Через Ириду богини одаривают Илифию ожерельем, и тогда с ее помощью, вслед за своей сестрой Артемидой, на свет появляется Аполлон. Опасаясь Геры, все отвергают Лето, и только остров Астерия (первоначальное название Делоса) приютил богиню, став священнейшим из островов; там под пальмами Лето родила своих детей. Согласно Атенею, на Делосе находилось древнейшее изображение Лето - грубый фетиш в виде неотделанного полена. Лето особенно любима своими детьми, которые оберегают ее и убивают тех, кто пытается оскорбить их мать - Тития, Пифона, детей Ниобы.

Версии рождения Артемиды и Аполлона[править]

По наиболее известной версии, Гера преследовала её по всей земле, и лишь на острове Делос у озера она родила Артемиду, а с помощью Артемиды — Аполлона.

Вариант: когда Лето настигал Пифон, по приказу Зевса Борей перенёс Лето на Делос, где она, держась за оливу, родила Аполлона и Артемиду. Либо Борей принёс её к Посейдону, а тот перенёс её на Ортигию и закрыл остров волнами. Пифон не нашел его, и тогда Посейдон вернул остров наверх.

Вариант: Лето обратилась за помощью к плавучему острову Делос — тем самым формально обходился запрет Геры, — обещая в награду прославить его. Делос дал возможность Лето родить детей на его берегах. Однако Гера запретила Илифии-родовспомогательнице помогать своей сопернице. Лето мучилась схватками несколько дней: многие богини собрались вокруг неё, сочувствуя, но не в силах ничего сделать. Илифия согласилась помочь только после поднесения богинями дара. По одной из версий мифа, Илифия задержала рождение только Артемиды уже после успешного появления на свет Аполлона. По другой — Артемида родилась первой и сразу же начала принимать у матери роды своего брата Аполлона. После успешного рождения Аполлона и Артемиды остров Делос стал, наконец, неподвижным.


Либо Зевс превратил её в перепелку и отправил на остров.

По другому рассказу, Лето пришла за 12 дней из страны гипербореев на Делос в облике волчицы.

По Аристону Александрийскому, она родила детей у источника Ортигия в Эфесе.

Два ствола, которые она держала при родах, показывали на Делосе. Купалась после родов в реке Кенхрий в парке Ортигия в Эфесе.

Родив детей, она скиталась по Ликии и просила воды у местных жителей. Но они замутили воду в озере Мелита, и Лето превратила их в лягушек (по ошибочной версии, это была Деметра). Она омыла детей в реке Ксанфе.

Семейные узы[править]

Богиня ночи и забвения
Лето, Аполлон и Артемида всегда единодушны, часто выступая против старшего поколения богов. Они вместе помогают троянцам в Троянской войне, что связано с их малоазийским происхождением. Аполлон спасает Энея и помещает его в своем храме "на вершине святого Пергама", а Лето и Артемида возвращают герою мощь и красоту. Гермес даже не пытается сразиться с Лето, признавая себя заранее побежденным. Сама же богиня, подобрав стрелы и лук Артемиды, побитой Герой, отправлятеся на Олимп, чтобы вместе с Зевсом утешить дочь. Великую гордость материнства испытывает Лето, когда на Олимпе в доме Зевса появляется Аполлон. Она помогает сыну снять оружие, усаживает его в кресло. И пока все боги трепещут от страха, встав со своих мест, а Зевс подносит сыну в золотой чаше напиток, Лето веселится, сердцем радуясь, что родила столь мощного сына.

Образ Лето - это образ богини-матери, прославленной в детях, воплощение материнской любви, преданности своим детям, самоотверженности в их защите; образец титанической стойкости в исполнении материнского долга. Она защищает их от гнева богов: когда Зевс хотел ввергнуть Аполлона в Тартар за то, что тот перебил циклопов, Лето так настойчиво просила и умоляла громовержца, что наказание смягчилось: Зевс приказал Аполлону поступить на службу к смертному, царю Адмету, и целый год выполнять ту работу, какую ему поручат.

Вместе с детьми Лето помогала троянцам в знаменитой битве с ахейцами. Аполлон вынес с поля боя Энея и поместил его в своём храме «на вершине святого Пергама». Стараниями Лето и Артемиды здесь к герою вернулись «мощь и краса».

Аполлон и Артемида платили Лето заботой и любовью. Они расстреляли из лука сына Зевса Тития, когда тот пытался нанести оскорбление их матери. Так же они пришли на помощь матери, когда она решила наказать Ниобу, похвалявшуюся своей плодовитостью: детей у Ниобы было не то двенадцать, не то четырнадцать, а у Лето, мол, всего двое. Очень разгневалась Лето, направила на дерзкую Ниобу Аполлона и Артемиду. Артемида стрелами из лука перебила всех дочерей Ниобы прямо у неё в доме, а Аполлон настиг сыновей несчастной женщины на склонах Киферона, где они охотились. Эта кровавая драма стала сюжетом многих творений античного искусства.

В иных культурах[править]

В римский пантеон богов Лето перешла под именем Латоны. Римляне полагали, что Латона родила Аполлона и Артемиду в роще Ортигии, что близ города Эфеса в Малой Азии, прислонившись к оливе, которая, как сообщают историки, существовала вплоть до второго века нашей эры. Роща эта почиталась священной, в ней, по преданию, спасался Аполлон от гнева Зевса после того, как перебил циклопов.

В славянской мифологии Лето и Латону часто ассоциируются со славянской богиней Ладой.

Астрономия[править]

В честь Латоны назван астероид 639 Latona, открытый в 1907 году.