Минос

Материал из Энциклопедия мифов
Перейти к: навигация, поиск

Ми́нос, Миной (др.-греч. Μίνως) — мифический<ref>Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.152-153, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.399</ref> царь Крита, на которого перенесены многие факты, известные древним из истории этого острова за последние два века до Троянской войны. Сын Зевса и Европы<ref> Гомер. Илиада XIII 450; XI 568 </ref> (версия — сын Ликастия и Иды<ref> Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 60, 3 </ref>). Жил в 11 поколении после Инаха<ref> Климент. Строматы I 79, 4 </ref>. Минос — брат Радаманфа и Сарпедона, отец Федры, Ариадны, Девкалиона, Главка, Катрея, Эвримедона и других детей.

Минос-законодатель[править]

Получил от Зевса скипетр<ref> Гесиод. Перечень женщин, фр.144 М.-У. </ref>. Написал законы для критян, по преданию, получая их от Зевса в пещере. Согласно по-разному уже в древности толкуемому месту Гомера, каждый девятый год («девятилетиями») отправлялся в горы в пещеру Зевса<ref> Гомер. Одиссея XIX 179; Страбон. География X 4, 8 (стр.476), по Эфору </ref>. Девятилетие, по древнему счету времени, должно пониматься как происходящее раз в восемь лет<ref> Молчанов А. А. Социальные структуры и общественные отношения в Греции II тыс. до н. э. М., 2000. С.120 </ref>. Иная точка зрения, не учитывающая, что в древности греками и период между Олимпиадами (раз в четыре года) назывался пятилетиями, представлена в большинстве энциклопедий<ref> например, в энциклопедии Мифы народов мира </ref>.

По другому рассказу, отчасти противоречащему гомеровскому, после смерти усыновившего его Астериона (или Астерия), не оставившего детей, Минос задумал захватить царскую власть на Крите, уверяя, что он предназначен к этому богами и что всякая его молитва будет исполнена. Действительно, когда он попросил Посейдона выслать ему для жертвоприношения животное, бог выслал ему из моря прекрасного быка, и Минос получил царскую власть. Но, пожалев красивое животное, он отослал быка в свои стада, а в жертву принёс другого<ref> Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 1 далее </ref>. В наказание Посейдон наслал на быка бешенство и внушил жене Миноса, Пасифае, неестественную страсть к этому быку; плодом её был Минотавр.

Правление Миноса[править]

Основал города Кносс, Фест и Кидония<ref> Диодор Сицилийский. Историческая библиотека V 78, 2 </ref>. Он считается основателем морского господства критян. Корабельной стоянкой при Миносе был Амнис<ref> Страбон. География X 4, 8 (стр.476) </ref>. С Кикладских островов Минос изгнал карийцев и вывел туда колонии, поставил правителями своих сыновей<ref> Фукидид. История I 4, 1; 8, 2 </ref>.

Когда сын Миноса Андрогей был убит в Афинах, Минос принудил афинян к дани, по 7 молодых людей и 7 девиц каждый девятый год (то есть раз в восемь лет<ref> см. выше, обычно это также трактуется как раз в девять лет, однако противоречит указанию Павсания, что Тесею было 15 лет во время путешествия, а зачат он был как раз тогда, когда была установлена дань, см. Тесей </ref>). По дороге он завоевал и Мегару.

Минос и женщины[править]

Пасифая, разгневанная частыми изменами Миноса, заколдовала его. Каждый раз, когда Минос сходился с другими женщинами, он напускал на них гнус и женщины погибали. Прокрида дала ему выпить настой корня Кирки и исцелила его<ref> Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 15, 1 </ref>. По другому рассказу, Минос испускал при совокуплении змей, скорпионов и сколопендр, и женщины погибали. Тогда Прокрида придумала ввести мочевой пузырь козы в тело женщины, и Минос изверг змей туда<ref> Антонин Либерал. Метаморфозы 41, 4-5 </ref>, после чего исцелился и смог сойтись с женщиной.

Смерть Миноса[править]

Смерть его застигла в Сицилии, в городе Камик, где он преследовал Дедала. Его убили дочери царя Кокала (или сам Кокал — Κώκαλος) при помощи горячей бани, они в ванне облили его кипящей водой<ref> Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э I 15 </ref>. Труп был выдан его спутникам и похоронен ими в Сицилии, ему устроили пышную гробницу, рядом с которой воздвигли храм Афродиты<ref> Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 79, 4 </ref>. Потом кости его были перевезены на Крит, где ему был воздвигнут памятник. Гора Юкта первоначально считалась могилой Миноса, а затем Зевса<ref> Схолии к Каллимаху I 8 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.127 </ref>. По другой версии, жители Коркиры отбили прах Миноса у критян<ref> Овидий. Ибис 509—510 схолии </ref>.

Минос в последующей традиции[править]

В подземном царстве он, по «Одиссее», царит над умершими<ref> Гомер. Одиссея XI 568—571 </ref>. Минос судит умерших, а они «его приговора, кто сидя, кто стоя, / Ждали в пространном с вратами широкими доме Аида» (Од. XI 570-571)<ref>АИД</ref>. Настоящим судьёй в царстве теней его вместе с Эаком и Радамантом делает позднейшее сказание<ref> Вергилий. Энеида VI 432 </ref>, вероятно, в воспоминание его деятельности как законодателя. В позднейшее время стали различать двух Миносов, I и II, чтобы иметь возможность разделить приуроченный к Миносу слишком обильный мифологический материал; при этом Минос I считался сыном Зевса и Европы, а Минос II — внуком Миноса I, мужем Пасифаи и отцом Девкалиона, Ариадны и т. д. В «Божественной комедии» Данте Минос предстаёт в виде демона, змеиным хвостом, обвивающим новоприбывшую душу, указывающего круг ада, в который предстоит душе спуститься.

Действующее лицо трагедий Софокла «Камикийцы» (фр.323-327 Радт) и «Минос» (фр.407 Радт), трагедии Акция «Минос».

Минос и минойская цивилизация[править]

Артур Эванс, первооткрыватель минойской цивилизации на Крите, дал ей название в честь царя Миноса. В концепции Эванса минойская цивилизация была первой догреческой письменной цивилизацией Крита и материковой Греции. Точку зрения Эванса оспорил Уильям Риджуэй, который рассматривал Миноса как представителя греческих вторженцев, а не коренного населения острова<ref>Minos the destroyer rather than the creator of the so-called 'Minoan' culture of Cnossus, by William Ridgeway. «From the Proceedings of the British Academy, vol. IV.» «Read May 26, 1909.» 33 p. illus. 25 cm.</ref>.

Дешифровка М. Вентрисом Линейного письма B показала, что по крайней мере последний этап минойской цивилизации — микенская цивилизация — обладал грекоязычной письменностью, а в её населении преобладали греки. В современной археологии термин «минойская цивилизация» обычно не идентичен эвансовскому, а имеет более узкий смысл, охватывая цивилизацию на Крите до переноса центра власти в Микены.

Греческая традиция указывает, что приход греков на Крит предшествовал переносу центра власти в Микены, и какое-то время центр власти находился на Крите, в Кноссе, хотя там уже правили греки и пеласги, а не «минойцы». В археологическом контексте этот период может соответствовать Позднедворцовому периоду II, когда большая часть дворцов была разрушена, а Кносс стал единым политическим центром Крита.

Вопрос об историчности Миноса, а также о том, было ли его имя личным именем или титулом, остаётся открытым<ref> Молчанов А. А., Нерознак В. П., Шарыпкин С. Я. Памятники древнейшей греческой письменности. — М., 1988.</ref>.

Примечания[править]

<references group=""></references>