Посейдон

Материал из Энциклопедия мифов
Перейти к: навигация, поиск
Посейдон (Ποσειδῶν)
0036MAN Poseidon.jpg
Посейдон
Мифология: Древнегреческая мифология
Пол: мужской
Имя на других языках: греч. Ποσειδῶν
лат. Poteidan
po-se-da-o
В иных культурах: Нептун, Морской царь, Дагон
Среда обитания: Вода
Занятие: Бог морей
Династия: олимпиец
Отец: Кронос
Мать: Рея
Супруга: Амфитрита
Связанные события: Легенды
Атрибуты: трезубец

Посейдо́н (др.-греч. Ποσειδῶν) — в древнегреческой мифологии бог морей, один из трёх главных богов-олимпийцев вместе с Зевсом и Аидом. Cын Кроноса и Реи, брат Зевса, Аида, Геры, Деметры и Гестии.

Владения[править]

При разделении мира после победы над титанами Посейдону досталась водная стихия (Hom. Il.). Постепенно он оттеснил древних местных богов моря: Нерея, Океана, Протея и других.

Посейдон со своей женой Амфитритой и сыном Тритоном обитает в роскошном дворце на дне моря в окружении нереид, гиппокампов и других обитателей моря, мчится по морю на колеснице, запряженной длинногривыми белыми конями, с трезубцем, которым вызывал бури, разбивал скалы, выбивал источники.

Яростен гнев этого бога, так же как и его стихия; с неумолимым гневом преследует он тех, кто его оскорбляет, — отмечается в Реальном словаре классических древностей. По Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, основная черта, отличающая Посейдона в мифах — это властность, несокрушимая и бурная сила, которая проявляется нераздельно с его царственным величием; в изображениях античных произведений искусства его лицо носило большей частью выражение гнева и возбуждения, в противоположность олимпийскому спокойствию Зевса.

Мифология и культ[править]

Также Посидо́н или Посидаон; микен. po-se-da-o, дорийское Poteidan, беотийская форма Потидаон, откуда — город Потидея.

Когда Рея родила его, то положила у источника Арна в Аркадии, чтобы он воспитывался вместе с овцами, Кроносу же сказала, что родила жеребенка, и дала ему проглотить его. По версии, Кронос бросил его в море. Воспитан на Родосе тельхинами.

Изготовил медную дверь для Тартара. По словам критян, впервые занялся морскими трудами и создал корабли.

Существует несколько преданий о споре Посейдона за города с другими богами. Наиболее известен спор за Аттику с Афиной. Споря за неё, он ударил трезубцем в берег и произвёл коня. Проиграв спор, он хотел затопить Аттику, что Гермес по приказу Зевса запретил. Также судился с Афиной за Трезен, с Герой за Арголиду, с Зевсом за Эгину, с Дионисом за Наксос, с Аполлоном за Дельфы, с Гелиосом за Родос и Коринф (согласно Евмелу). Все эти тяжбы морской бог проиграл. Лишь легендарная Атлантида называлась царством Посейдона и его потомков, которых Зевс покарал за падение нравов.

Посейдон был вынужден признать главенство Зевса, но, считая себя равным ему, выступил против вместе с Герой и Афродитой (или в заговоре участвовали Гера, Посейдон и Афина), но потерпел поражение и был спасён Фетидой. В наказание за заговор против Зевса вместе с Аполлоном служил Лаомедонту. Посейдон вместе с Аполлоном воздвиг стены в Трое, а когда царь Лаомедонт не отдал им обещанной платы, наслал на город морское чудовище, пожиравшее людей.

У Гомера, в Троянской войне он был на стороне ахейцев. Ударом трезубца Посейдон разбил скалу и погубил Оилида. Затем Посейдон преследовал Одиссея за то, что тот ослепил его сына Полифема. По преданию, ударом трезубца он открыл в Фессалии Темпейскую долину. От принесения в жертву для укрощения гнева Посейдона спас Андромеду Персей.

По А. Ф. Лосеву, древнейшее представление о Посейдоне связано с плодородием земли, пропитанной влагой, он отмечает: "Олимпийский Посейдон неразрывно связан именно с морской стихией, сохранив в качестве рудиментов эпитеты, указывающие на былую связь с землёй, мифы о зооморфных ипостасях Посейдона — коне и быке и предания о Посейдоне, своим трезубцем выбивающем из земли пресную влагу источников". В словаре Любкера отмечается: "В древнепеласгическое время Посейдон был не только богом моря, но и богом всех вод, распространенных на земле и вокруг нее; он дает начало источникам, рекам и озерам. Поэтому он был также питателем и оплодотворителем растительного царства и стоял близко к Деметре". Согласно Бетти Редис, Посейдон первоначально был богом землетрясений, а уже позже — моря. У Любкера он среди прочего отмечается как объемлющий и держащий землю, и как колебатель земли он производит землетрясения. В ЭСБЕ в связи с этим отмечается, что древние считали, что землетрясения происходят от действия воды, проникающей в пещеры и земные углубления.

Посейдон считался покровителем коневодства и имел прозвище Гиппий (Конный). Как отмечает Б. Редис, почитавшиеся вместе с ним его кони первоначально были хтоническими, а не морскими. Именно он, по преданию, создал коня и научил управлять им. В его честь устраивали Истмийские игры с конными ристалищами. Кроме коня, священными животными Посейдона были дельфин и бык — в частности чёрный, а священным деревом — сосна.

Изображали его могучим мужчиной, как правило, с трезубцем в руке. У него голубые глаза. Ему посвящены XXII гимн Гомера и XVII орфический гимн. Он действующее лицо трагедии Еврипида «Троянки», комедии Аристофана «Птицы».

Культ Посейдона был широко распространён во всей Древней Греции, преимущественно в прибрежной части и на островах; особенно богат местами его почитания был Пелопоннес — ионийцы почитали его как покровителя своего племени.

Эпитеты Посейдона[править]

  • Амебей. Эпитет Посейдона.
  • Амфибей. Эпитет Посейдона.
  • Асфалий. Общераспространенный эпитет Посейдона. Его святилище родосцы воздвигли на новом острове, возникшем из моря.
  • Геликоний. Эпитет Посейдона у ионийцев. Храм в Гелике (у горы Геликон) и жертвенник в Милете.
  • Генетлий. (Генефлий.) Эпитет Посейдона.
  • Гиппий. («Конный»). Эпитет Посейдона, так как он впервые укротил коня. Был изобретателем верховой езды. Либо потому, что превратился в коня, чтобы овладеть Деметрой. Жертвенник в Афинах. Микен. i-qo («конь»). en:Hippeis
  • Кианохет («Черновласый»). Эпитет Посейдона. Постоянный эпитет у Гомера, буквально «с волосами цвета морской волны», у Жуковского «лазурнокудрявый». Как отмечает А. Ф. Лосев: морская тёмно-синяя бурливая волна и есть сам Посейдон, постоянно именуемый «синекудрым», «темно-власым».
  • Кренух, «держатель источника».
  • Литей. «Разрешитель» Прозвище Посейдона в Фессалии.
  • Меланф. Эпитет Посейдона.
  • Патер. Эпитет Посейдона в Элевсине, там его храм.
  • Нимфагет, «водитель нимф», он состоял в брачном союзе со многими нимфами>.
  • Патрогений. Эпитет Посейдона.
  • Пелагий. «Морской». Общераспространенный эпитет Посейдона.
  • Профант. Эпитет Посейдона в Фурии.
  • Самийский. Эпитет Посейдона.
  • Таврий. Эпитет Посейдона.
  • Тараксипп. Имя Посейдона.
  • Фемий. Эпитет Посейдона.
  • Фиталмий. («Раститель»). Эпитет Посейдона.
  • Эгей. (Эгеон.) Прозвище Посейдона.
  • Энносигей. (у Стесихора Энносид.
  • Эносихтон. «Земли колебатель». Эпитет Посейдона.
  • Эрехфей. («Разрыватель»). Эпитет Посейдона в Афинах.

С ним отождествляется Фагимасад.

Супруги и возлюбленные[править]

Нептун и Амфитрита на античной римской мозаике в Геркулануме

Его супругами называют: Амфитриту, Берою, Ливию, Каллирою.

Его отвергли: Астерия (версия), Гестия, Коронида (ставшая вороной), Фетида.

Возлюбленные:

Многочисленное потомство[править]

Убитые Посейдоном[править]

Другие мифологии[править]

В древнеримской мифологии ему соответствовал Нептун, у филистимлян — отчасти с Дагоном.





Один из Кронидов