Приап

Материал из Энциклопедия мифов
Перейти к: навигация, поиск
Файл:Pompeya erótica6.jpg
Фреска в Доме Веттиев (Помпеи), изображающая Приапа, взвешивающего свой эрегированный половой член, положив на вторую чашу весов мешок золота.

Приа́п (др.-греч. Πρίαπος, также лат. Priapus) — в античной мифологии<ref>Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.335-336,</ref> древнегреческий бог плодородия; полей и садов — у римлян. Изображался с чрезмерно развитым половым членом в состоянии вечной эрекции.

Происхождение[править]

Сын Диониса<ref>Антипатр Сидонский. Эпиграмма 41 Пейдж</ref> и Афродиты<ref>Павсаний. Описание Эллады IX 31, 2</ref>; или сын Диониса и нимфы<ref name="ReferenceA">Страбон. География XIII 1, 12 (стр.587)</ref>; либо сын Гермеса<ref>Гигин. Мифы 160</ref>; или Диониса и Хионы, или Пана, или Адониса, или Сатира<ref>Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.149</ref>.

Афродита родила его в Абарниде (Апарниде) близ Лампсака, но из-за его безобразия отказалась от него<ref>Примечания О. Л. Левинской, И. В. Рыбаковой в кн. Афиней. Пир мудрецов. Кн. 1-8. М., 2003. С.529</ref>. Был изгнан из Лампсака из-за величины члена<ref>Первый Ватиканский мифограф II 24, 2</ref>. Ему поклоняются там, где имеются выгоны коз и овец и где есть пчёлы, но более всего в Лампсаке<ref>Овидий. Скорбные элегии I 10, 26</ref>.

Приап победил говорящего осла Диониса в состязании в длине членов и убил того<ref>Гигин. Астрономия II 23, 2</ref>, по другой версии был побеждён и в гневе убил осла<ref>Лактанций. Божественные установления I 21, 28</ref>, который был затем вознесён на небо, став одной из звёзд Ослят: гаммы и дельты Рака. В Лампсаке Приап пытался соблазнить Диониса, но неудачно<ref>Лукиан. Разговоры богов 23, 2</ref>. Есть рассказ, как Приап пытался изнасиловать Весту, но ему помешал осёл<ref>Овидий. Фасты VI 335—346</ref>, поэтому в Лампсаке ему в жертву приносят ослов. По вифинскому преданию, он обучил Ареса владеть оружием, но не прежде, чем сделал из него плясуна, за это Гера установила десятину от Ареса Приапу<ref>Лукиан. О пляске 21</ref>.

Распространение[править]

Первоначально местное малоазийское божество. В классическую эпоху культ Приапа распространился по всей Греции и Италии. В Древнем Риме к нему с большим уважением относились арендаторы, а также бедняки. Первые считали его защитником своих посевов, а вторые — другом простого народа<ref name="Юревич 114">Е. Штаерман. Кризис рабовладельческого строя в западных провинциях Римской империи. — с. 139—140</ref>.

Египтяне рассказывают миф о почитании члена Осириса<ref>Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 6, 1-4</ref>. Также Приап отождествлялся с Протогоном<ref>Орфические гимны VI 9</ref>. Сосуды в форме фаллоса называли приапы<ref>Ювенал. Сатиры II 95</ref>.

У Гомера и Гесиода он не упоминается<ref name="ReferenceA"/>. Упоминается в эпиграммах<ref>Гедил. Эпиграмма 1 Пейдж</ref>, в буколиках<ref>Феокрит. Идиллии I 21</ref>. Иногда его имя упоминается во множественном числе<ref>Мосх. Плач о Бионе, ст.27</ref>. Его святилище было в Орнеях (Арголида)<ref>Страбон. География VIII 6, 24 (стр.382)</ref>. Культ из Орней перенесён в город Приап.

Тихон — синоним Приапа<ref>Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 6, 4</ref> и Гермеса. Первоначально это аттическое божество, близкое Приапу<ref name="ReferenceA"/>, фаллическое божество счастливого случая. У Антифана была комедия «Воин, или Тихон»<ref>Афиней. Пир мудрецов III 62, 103е</ref>.

См. также[править]

Примечания[править]

<references group=""></references>

Литература[править]

Ссылки[править]

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме [[Commons:Category:{{#invoke:Wikidata|formatStatements|property=p373|value=Priapus|plain=1|separator=, |conjunction= и |monolingualLangTemplate=|monolingualSkipLanguage=|text=}}|Приап]]