Прометей

Материал из Энциклопедия мифов
Перейти к: навигация, поиск
Прометей (Προμηθεύς)
Файл:Heinrich fueger 1817 prometheus brings fire to mankind.jpg
Прометей несёт людям огонь (Фюгер, 1817)
защитник людей от произвола богов
Мифология: древнегреческая
Толкование имени: мыслящий прежде, предвидящий, провидец
Отец: Иапет
Евримедонт (по Евфориону)
Мать: Климена
Асия (по Аполлодору)
Фемида-Гея (по Эсхилу)
Гера (по Евфориону)
Брат: Атлант, Эпиметей, Менетий
Супруга: Гесиона
Дети: Девкалион
Место погребения: Аргос
Опунт
Упоминания: у Гомера отсутствует, Гесиод, Эсхил, Аполлодор
Связанные события: Легенды

Промете́й (др.-греч. Προμηθεύς, также Промефей, Шаблон:Comm — провидец) — в древнегреческой мифологии один из титанов, защитник людей от произвола богов, царь скифов. Двоюродный брат Зевса. Сын титана Иапета и Климены (по Аполлодору — Асии, по Эсхилу — сын Фемиды-Геи, по Евфориону — сын Геры и титана Евримедонта). Брат Менетия, Атланта, Эпиметея. Супруг Гесионы, отец Девкалиона (по варианту — от Пандоры).

Имя Прометей означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность имени его брата Эпиметея — «думающего после», «крепкого задним умом»).

Мифология[править]

Все искусства у людей от Прометея (Эсхил, «Прометей», 506)
Создание людей

Миф о создании Прометеем людей относится к поздней традиции (IV в. до н. э.). Согласно Гесиоду, Прометей вылепил людей из земли, а Афина наделила их дыханием; в более детализированной версии, изложенной Проперцием, — вылепил людей из глины, смешав землю с водой (у Гесиода этого нет); создал он их смотрящими в небо подобно богам. По другому мифу, Прометею и Эпиметею было поручено распределить способности между уже созданными богами людьми и животными; люди остались беззащитными, так как Эпиметей расходовал все способности к жизни на земле на животных. Выяснив это, Прометей похитил для людей огонь.

Обман Зевса в Меконе

Когда в Меконе встал вопрос о жертвоприношениях — какая часть животного должна доставаться богам, а какая — оставаться людям, разделанную тушу быка Прометей разделил, сложив в одну кучу съедобное мясо, которое скрыл шкурой и прикрыл дурнопахнущим желудком животного, а в другую — кости, прикрытые кусками жира, и затем предложил выбирать самому Зевсу, тот же обманулся, выбрав кости, из-за чего отнял у людей огонь. Именно тогда изменился порядок жертвоприношений богам: ранее животное сжигали целиком, теперь же — лишь кости. Прометею также приписывают первое убийство быка.

Похищение огня

По древнейшей версии мифа, Прометей похитил огонь у Гефеста, унёс с Олимпа и передал его людям. Он совершил это, скрыв искру в полом стебле тростника (нарфекс)(Этот тростник имеет внутренность, заполненную белой мякотью, которая может гореть как фитиль) и показал людям, как его сохранять, присыпая золой. В истолковании, он изобрёл «огневые палочки», от которых загорается огонь.

В наказание Зевс направит людям первую женщину — Пандору.

По версии мифа, заполучить огонь Прометею помогла Афина.

Наказание Прометея[править]

За похищение огня Зевс приказал Гефесту (либо Гермесу) приковать Прометея к скале Кавказских гор (в Колхиде); или в Скифии. Он был наказан за ослушание Зевсу. На прощание Гефест (либо Гермес) сказал ему: «Люди будут помнить тебя».

Прикованный Прометей был обречён на непрекращающиеся мучения — вновь и вновь прилетавший орёл выклёвывал его печень, которая у него, бессмертного, снова отрастала. Эти муки длились в течение всего героического века, по различным античным источникам от нескольких столетий до 30 тысяч лет (по Эсхилу), пока Геракл (для упрочения своей славы) не убил стрелой орла и не освободил Прометея. Произошло это незадолго до Троянской войны.

Прометей указал Гераклу дорогу к Гесперидам. В благодарность тот убил орла стрелой из лука и убедил Зевса унять гнев. Когда Зевс освободил Прометея, он оковал у него один палец камнем от скалы и железом, с тех пор люди носят кольца. С освобождением Прометея между ним и Зевсом происходит примирение, которое, по одному из мнений, означает торжество Прометея. Есть рассказ, как Прометей пытался подкупить Харона, но безуспешно.

Его жертвенник в афинской Академии. Культ Прометея в Колоне. Могилы Прометея показывали в Аргосе и Опунте (хотя в Аргосе изобретателем огня считали Форонея). По некоторым данным, он стал созвездием Коленопреклонённого. Люди установили сжигать на алтарях печень жертвенных животных, чтобы боги наслаждались их печенью вместо Прометеевой.

В литературе и искусстве[править]

Файл:Prometheus in sochi.JPG
Статуя Прометея в Сочи в том месте, где по легенде его приказал приковать к скале Зевс

В трагедии Эсхила «Прометей прикованный» к мотиву похищения огня прибавилось изображение Прометея как первооткрывателя всех культурных благ, сделавших возможными достижения человеческой цивилизации: он научил людей строить жилища и добывать металлы, обрабатывать землю и плавать на кораблях, обучил их письму, счёту, наблюдению за звёздами и т. д. Казнимый за любовь к людям, Прометей Эсхила бросает смелый вызов Зевсу и готов, невзирая на страшные муки, отстаивать свою правоту.

Пример нам мощный завещал —
В отпоре стойком злобе дикой
И в твёрдости души великой,
Сломить которой не могли
Все грозы неба и земли.

Байрон, «Прометей»

Действующее лицо трагедий Эсхила «Прикованный Прометей», «Прометей освобождаемый» и «Прометей-огненосец», сатировской драмы «Прометей-огневозжигатель», пьесы неизвестного автора «Прометей», комедии Аристофана «Птицы», трагедии Акция «Прометей», комедии Антифана «Сотворение человека (Антропогония)». Упоминался в трагедии Софокла «Колхидянки» (фр. 340 Радт).


Иапеты
Происхождение: Титаны
Отец: Иапет