Троянский конь

Материал из Энциклопедия мифов
Перейти к: навигация, поиск
Это статья по античной мифологии. По вредоносным компьютерным программам см. Троянские программы
Файл:Trojan horse Çanakkale.jpg
Троянский конь, изготовленный для фильма «Троя»

Троянский конь — в древнегреческой мифологии огромный деревянный конь, с постройкой которого связан один из финальных эпизодов Троянской войны.

Содержание мифа[править]

Война между троянцами и греками началась потому, что троянский царевич Парис украл красавицу гречанку Елену из города Спарта. Её муж, царь Спарты со своим братом собрал войско греков и пошел на Трою. Греки пошли на троянцев.

Во времена войны с Троей греки, после длительной и безуспешной осады, прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады (изобретение этой уловки приписывают Одиссею, хитрейшему из вождей греков, а коня изготовил Эпей). Конь был приношением богине Афине Илионской<ref>Стесихор. Разрушение Трои, фр. S105 Пейдж, ст.336; Еврипид. Троянки 511—550; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 15; Дион. Троянская речь 121</ref>. На боку коня было написано «Этот дар приносят Афине Воительнице уходящие греки». Для постройки коня греки срубили росшие в священной роще Аполлона кизиловые деревья (кранеи), жертвами умилостивили Аполлона и дали ему имя Карнея<ref>Павсаний. Описание Эллады III 13, 5</ref> (либо конь был сделан из клёна<ref>Овидий. Ибис 569</ref>).

Жрец Лаокоонт, увидев этого коня и зная хитрости греков, воскликнул: «Что бы это ни было, а бойтесь греков, даже дары приносящих!» (Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes!<ref>Вергилий. Энеида. II 49</ref>) и метнул копьё в коня. Однако в этот момент из моря выползли 2 огромных змея, убили Лакоонта и двух его сыновей, поскольку сам бог Посейдон хотел гибели Трои. Троянцы, не слушая предостережений Лаокоонта и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Полустишие Вергилия «Бойтесь греков, даже дары приносящих», цитируемое часто по-латыни («Timeo Danaos et dona ferentes»), вошло в поговорку. Отсюда же возникло выражение «троянский конь», употребляемое в значении: тайный, коварный замысел, замаскированный в виде подарка.

Внутри коня сидело 30 лучших воинов : Менелай, Одиссей, Диомед, Ферсандр, Сфенел, Акамант, Фоант, Махаон и Неоптолем<ref>Гигин. Мифы 108</ref>. Имена всех перечислил поэт Сакад Аргосский<ref>Афиней. Пир мудрецов XIII 610с // Стесихор. Фрагменты. Вестник древней истории. 1985. № 2. С.231</ref>. Афина дала героям амброзию<ref>Трифиодор. Взятие Илиона 185</ref>.

Ночью греки, прятавшиеся внутри коня, вышли из него, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей («Одиссея» Гомера, 8, 493 и сл.; «Энеида» Вергилия, 2, 15 и сл.).

Интерпретации[править]

По словам Полибия, «чуть не все варварские народы, во всяком случае большинство их, убивают и приносят в жертву лошадь или в самом начале войны, или же перед решительной битвой, чтобы в падении животного открыть знамение о ближайшем будущем»<ref>Полибий. Всеобщая история XII 4b, 3</ref>.

По евгемеристической интерпретации, чтобы его втащить, троянцы разобрали часть стены, и эллины взяли город<ref>Палефат. О невероятном 16</ref>. По предположениям некоторых историков (встречающимся уже с Павсания), Троянский конь на самом деле являлся стенобитной машиной, служил для разрушения стен<ref>Павсаний. Описание Эллады I 23, 8</ref>. По Дарету, просто на Скейских воротах была изваяна голова коня<ref>Дарет Фригийский. История о разрушении Трои 40</ref>.

Существовали трагедия Иофонта «Разрушение Илиона»<ref name="Аристотель. Поэтика 23">Аристотель. Поэтика 23</ref>, трагедия неизвестного автора «Отплытие»<ref name="Аристотель. Поэтика 23"/>, трагедии Ливия Андроника и Невия «Троянский конь», а также поэма Нерона «Крушение Трои»<ref>Светоний. Нерон 38, 2; Ювенал. Сатиры VIII 220</ref>.

Датировки[править]

Троя пала за 17 дней до летнего солнцеворота, в восьмой день до конца фаргелиона<ref>Дионисий Галикарнасский. Римские древности I 63, 1</ref>. По Дионисию аргивянину, это было 12 фаргелиона, в 18 год царствования Агамемнона и 1 год царствования Демофонта в Афинах<ref>Климент. Строматы I 104, 1</ref>. По автору «Малой Илиады», в полнолуние<ref>Климент. Строматы I 104, 2 = фр.11 Кинкель</ref>. По Эгию и Деркиолу, 28 день панэма, по Гелланику — 12 фаргелиона, по другим историографам Афин<ref>по Дамасфу // Клейн Л. С. Анатомия «Илиады». СПб, 1998. С.323</ref> — 28 фаргелиона, в полнолуние, последний год царствования Менесфея, по другим — 28 скирофориона<ref>Климент. Строматы I 104, 2</ref>. Либо зимой<ref>Трифиодор. Взятие Илиона 190; Цец. После Гомера 629 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.134</ref>. По Паросской хронике, Троя пала в 1209 г. до н. э.

С помощью живого коня Трою взял еще раз Харидем ок. 359 г. до н. э.<ref>Полиэн. Стратегемы III 14; Плутарх. Серторий 1</ref>.

См. также[править]

Примечания[править]

<references group=""></references>

Ссылки[править]

<span id="interwiki-pt-fa" /> <span id="interwiki-es-ga" />