Эдип

Материал из Энциклопедия мифов
Перейти к: навигация, поиск

Эдип (Шаблон:Lang-el3/la) в древнегреческой мифологии<ref>Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.657-659, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.482-483</ref> — царь Фив, сын Лая и Иокасты<ref>Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 5, 7-9; 6, 3; 7, 1</ref>.

Детство[править]

Оракул предсказывал Лаю, что если он женится на Иокасте, то умрёт от руки своего сына. Ослушавшись предсказания, Лай женится на Иокасте<ref name="ЭСБЕ 1">Эдип // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.</ref>. После рождения сына, опасаясь за свою жизнь, он приказывает проколоть ноги новорожденного Эдипа и выбросить его у подножья горы Киферон. На третий день после рождения, зимой<ref>Аристофан. Лягушки 1190</ref>, Эдип брошен в горах, в долине Киферона. Ему сковали суставы ног. Там его нашел коринфский пастух<ref>Софокл. Царь Эдип 716—719, 1026—1035</ref>.

Пастух отнёс мальчика в Коринф к царю Полибу<ref name="МЭСБЕ 1">Эдип // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 4 томах. — СПб., 1907—1909.</ref>, который воспитал его как родного сына, дав ему имя Эдип, то есть «имеющий вспухшие ноги». Ребёнок был воспитан в местечке Тенея у Коринфа<ref>Страбон. География VIII 6, 22 (стр.380)</ref>.

Правление в Фивах[править]

Когда он достиг зрелости, ровесники стали обвинять его, что он приемыш, тогда он отправился в Дельфы<ref>Софокл. Царь Эдип 779; Гигин. Мифы 67</ref>. Дельфийский оракул через Пифию предсказал ему<ref>Пиндар. Олимпийские песни II 40; Софокл. Царь Эдип 788—799</ref>, что он убьёт своего отца и женится на своей матери.

Избегая Полиба, которого считал своим отцом, Эдип отправился в Фивы. По дороге в Дельфы, у распутья трех дорог<ref>Софокл. Царь Эдип 734</ref> он встретил Лая, вступил в спор с его возницей и убил своего отца. Согласно трагикам, Лай наехал колесом ему на ногу<ref>Еврипид. Финикиянки 37-46; Гигин. Мифы 67</ref>, за что Эдип убил его посохом<ref>Софокл. Царь Эдип 811</ref>. Затем Эдип омыл кровь после отцеубийства в источнике, названном Эдиподия<ref>Павсаний. Описание Эллады IX 18, 6</ref>.

Явившись в Фивы, Эдип освободил город от Сфинкса, разгадав её загадку<ref>Софокл. Царь Эдип 392—399</ref>, за что Фивы избрали Эдипа своим царём, и он женился на вдове Лая, то есть на своей матери Иокасте (у Гомера она носит имя Эпикасты<ref>Гомер. Одиссея XI 271—276</ref><ref name=autogenerated1>Эпикаста // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.</ref>). От неё он имел сыновей — Этеокла и Полиника и дочерей Антигону и Исмену. Другие версии называют женами Эдипа также Евриганию и Астимедусу.

В наказание за такое преступление (пусть и совершённое неосознанно) боги послали на Фивы моровую язву<ref>Софокл. Царь Эдип 22-30</ref> и объявили, что язва не прекратится, пока не будет изгнан из города убийца Лая. Узнав истину, его жена Иокаста повесилась, Эдип в отчаянии ослепил себя<ref>Эсхил. Семеро против Фив 778—784; Софокл. Царь Эдип 1270—1279</ref>.

Когда сыновья стали пренебрегать им, он проклял своих сыновей<ref>Фиваида, фр.2 Бернабе; Софокл. Эдип в Колоне 1375—1379; Еврипид. Финикиянки 766</ref>.

Смерть[править]

Файл:The Plague of Thebes.jpg
Антигона и Эдип покидают Фивы

Затем несчастный слепец покинул Фивы в сопровождении своей дочери Антигоны и после долгих странствований умер в Колоне, близ Афин, в храме Эриний. Вступил на афинскую землю в Конном Колоне<ref>Еврипид. Финикиянки 1706; Павсаний. Описание Эллады I 30, 4</ref>. Могила в святилище Эриний в Афинах<ref>Софокл. Эдип в Колоне 42</ref>, по мнению Павсания, кости перевезены из Фив<ref>Павсаний. Описание Эллады I 28, 7</ref>. Гесиод описывает, что Эдип умер в Фивах<ref>Гесиод. Перечень женщин, фр.192 М.-У.</ref>. Его похоронили там, но затем как нечестивца перенесли в селение Кеос в Беотии, а затем в священный участок Деметры<ref>Схолии к Софоклу. Эдип в Колоне 91 // Примечания В. Н. Ярхо в кн. Софокл. Драмы. М., 1990. С.552-553</ref>. Надгробные игры по Эдипу упомянуты в «Илиаде»<ref>Гомер. Илиада XXIII 679</ref>.

Эдип в последующей традиции[править]

Файл:Oedipus at Colonus.jpg
Эдип в Колоне

Предание об Эдипе встречается уже у Гомера, Гесиода и киклических поэтов. Эдип — действующее лицо трагедии Эсхила «Эдип», его сатировской драмы «Сфинкс» (фр.235-236 Радт); трагедий Софокла «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне», трагедий Еврипида «Эдип»<ref>Аристофан. Лягушки 1182—1187</ref> и «Финикиянки», трагедии Мелета Младшего «Эдиподия», трагедий Ахея Эретрийского, Ксенокла Старшего, Никомаха, Никомаха Афинского, Филокла Старшего, Диогена, Каркина Младшего<ref>Аристотель. Риторика III 16</ref>, Феодекта, Тимокла и неизвестного автора «Эдип», двух трагедий Ликофрона «Эдип», комедии Евбула «Эдип», трагедии Цезаря «Эдип» и Сенеки «Эдип».

В новейшее время сказание об Эдипе было использовано Гуго фон Гофмансталем; в музыке — Игорем Стравинским и Джордже Энеску. Сюжет об Эдипе стал хрестоматийным примером того, как герой тщетно пытается избежать уготованной ему судьбы.

Предание об Эдипе занимает важное место в романе Милана Кундера «Невыносимая лёгкость бытия», однако в нём рассматривается не неотвратимость судьбы, а мораль, изменившаяся со времён Эдипа (должен ли человек «выкалывать себе глаза», если он узнал о преступности своих действий лишь после совершения преступления?).

В психоанализе известен феномен под названием эдипов комплекс — бессознательное эротическое влечение ребёнка к родителю противоположного пола (и связанное с ним агрессивное чувство к родителю своего пола).

См. также[править]

Примечания[править]

<references group=""></references>

Литература[править]