Эрот

Материал из Энциклопедия мифов
Перейти к: навигация, поиск
Эрос
Psycheabduct.jpg
Эрот и Психея
Бог любви
Мифология: Греческая
Пол: Мужской
Период жизни: Бессмертен
Имя на других языках: греч. Έρως
Эрос, Амур, Купидон
В иных культурах: Амур, Купидон
Занятие: Бог любви
Происхождение: Сын Урана и Афродиты
Отец: Уран
Мать: Афродита
Супруга: Психея
Дети: Волупия
Связанные понятия: Любовь
Связанные персонажи: Афродита
Связанные события: Легенды, Гигантомахия
Атрибуты: Пылающий факел, стрелы любви в колчане и лук.

Эро́т (Э́рос, др.-греч. Ἔρως, также Эро́с, Аму́р, у римлян Купидо́н) — божество любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле.

Происхождение[править]

Существовало множество вариантов происхождения Эрота:

  • У Гесиода — одна из четырёх первых космогонических потенций(по А. Ф. Лосеву) наряду с Хаосом, Геей и Тартаром: «между вечными всеми богами прекраснейший — Эрос. Сладкоистомный, у всех он богов и людей земнородную душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает» («Теогония», 120—122)(в переводе В. В. Вересаева).
  • По Алкею, сын Зефира и Ириды<ref>Алкей, фр.8 Диль = Плутарх. Об Эроте 20</ref>.
  • По Сапфо, сын Афродиты и Урана<ref>Схолии к Феокриту. Идиллии XIII 2 // Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. — С. 91</ref>.
  • По Симониду, сын Ареса и Афродиты<ref>Симонид, фр.70 Пейдж</ref>.
  • По Акусилаю, Эрос, Эфир и Метида — дети Эреба и Нюкты, в свою очередь происшедших от Хаоса<ref>Акусилай, фр. В3 Дильс-Кранц = Схолии к Феокриту. Идиллии XIII 2 (из Теона); Диоген Лаэртский IV 26, из Крантора у Антагора</ref>.
  • По орфической космогонии, родился из яйца, снесённого Ночью<ref>Аристофан. Птицы 694—699</ref> или сотворённого Хроносом<ref>Орфика, фр.70 Керн</ref>. Именуется великим даймоном<ref>Орфика, фр.83 Керн</ref>.
  • Вслед за орфиками пифагорейцы считали, что душа каждого человека двупола и в ней есть мужская и женская половины, которые зовутся Эротом и Психеей.
  • По Ферекиду, «Зевс, намереваясь быть демиургом, превратился в Эроса: создав космос из противоположностей, он привёл его к согласию и любви и посеял во всем тождественность и единение, пронизывающее универсум»<ref>Ферекид Сирский, фр. В3 Дильс-Кранц; Комм. к Платону</ref>.
  • По Пармениду — создание Афродиты, в своей космогонии он пишет, что она сотворила его «первым из всех богов».
  • По Еврипиду, сын Зевса<ref>Еврипид. Ипполит 533</ref>, или Зевса и Афродиты<ref>Лактанций. Божественные установления I 17, 9</ref>.
  • По Павсанию, сын Илифии<ref>Павсаний. Описание Эллады IX 27, 2</ref>.
  • У Платона — сын Пороса-богатства и Пении-бедности («Пир» 203b, далее - по Диотиме), почему его двойственная природа предназначает его - быть медиумом, посредником для людей в стремлении к благу и для богов в нисхождении к людям.
  • Сын Хаоса<ref>Симий Родосский. Крылья Эрота 7</ref>.
  • По некоей версии, сын Геи<ref>Диоген Лаэртский IV 27</ref>.
  • Отцом его называли также Кроноса, Орфея и др.
  • По Эврею,сын Гефеста и Афродиты.

Согласно речи Котты<ref>Цицерон. О природе богов III 60</ref>, их было три:

Согласно Нонну, родился у города Берои<ref>Нонн. Деяния Диониса XLI 128</ref>.

Основные мифы[править]

Геральдический амур

Эрот — мировое божество, соединяющее богов в брачные пары, считался порождением Хаоса (тёмной ночи) и светлого дня или Неба и Земли. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время — с цветком и лирой, позднее со стрелами любви<ref>Эсхил. Агамемнон 744—745</ref> или пылающим факелом.

Геральдический амур (версия)

В Феспиях каждые четыре года устраивалось в честь Эроса празднество — Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями. Кроме того, Эрос как бог любви и дружбы, соединявшей юношей и девушек, пользовался почитанием в гимназиях, где статуи Эроса ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла. Спартанцы и критяне обыкновенно перед битвой приносили Эросу жертву. Его жертвенник стоял у входа в Платоновскую Академию<ref>Павсаний. Описание Эллады I 30, 1</ref>.

Эрот и Психея

Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антерота (иначе Антэрот, Антерос), находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображал Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга. У Овидия упоминаются «оба Эрота»<ref>Овидий. Фасты IV 1</ref>. Кормилицы Эрота хариты отправились в Дельфы к Фемиде с вопросом о его малом росте<ref>Фемистий. Речи, стр.367 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. — С.585</ref>.

В искусстве[править]

Амур в образе ребёнка (работы Фальконе) (вар.)

Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьёзной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей. Ему посвящён LVIII орфический гимн. Позднейшему времени принадлежит возникновение группы Эрота и Психеи (то есть, Любви и плененной ею Души) и развившейся из этого представления известной народной сказки.

Образ Амура в виде нагого ребёнка используется при росписи потолков, и редко изображением Амура украшают мебель.

В астрономии[править]

  • В честь Эрота назван астероид (433) Эрос, открытый в 1898 году, а также астероид 763 Cupido, открытый в 1913 году.
  • В честь бога любви назван также спутник Урана Купидон, открытый в 2003 году.

В литературе[править]

Примечания[править]

<references group=""></references>

См. также[править]