Категория:Древнеримская мифология

Материал из Энциклопедия мифов
Версия от 23:05, 18 ноября 2015; Zeus (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Мифология Древнего Рима''' Древний Рим Файл:greek_gods.jpg|200px…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Мифология Древнего Рима

Древний Рим
Древнеримские боги
Три богини судьбы
Капитолий в Риме

Мифология древнего Рима основывалась на анимизме, т.е. вере в духов и одушевление природы (от лат. anima - душа). Римские боги не имели ни своего Олимпа, ни генеалогии, и изображались в виде символов. Так, например, Марс изображался в виде копья, Маны - в виде змеи, Юпитер - в виде камня, Веста - в виде огня, и т.д. Существовали, так называемые книги жрецов «Индигитаменты» в которых были описаны божества посева, произрастания семян, цветения, созревания, жатвы, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, его первого крика, выхода на прогулку, прихода домой и т.д. Согласно этим книгам, в мире присутствовали безличные вредоносные или благодетельные силы - нумина (numina).

Однако, развивалась древнеримская мифология под влияние греков, которые населяли большую часть Италии, и это осложняло изучение римской религии и мифов.

Римляне были богобоязненным народом. Также как и семиты, они представляли богов страшными силами, с которыми надо было считаться, стараясь умилостивить их строгим соблюдением всех обрядов. Ни один римлянин ничего не делал и не предпринимал без молитвы и установленных формальностей, дабы не разгневать богов и ублажить их.

Характерной чертой раннего развития мифологии была неопределенность пола божеств (Палес) в обращении к богам «бог или богиня», из-за чего у некоторых божеств отмечалось наличие мужских и женских ипостасей (Фавн - Фавна, Помон - Помона). Часто в ранних источниках представление о божествах смешивается с представлением о неопределенных силах, присущих различным предметам и действиям - нумина (numina). Из массы нуминов выделилась триада римского пантеона — Юпитер, Марс и Квирин, которые отражали трёхчленность гражданских функций — соответственно религиозно-жреческая, военная и хозяйственная. Из приписываемого Нуме Помпилию календаря праздников и списка назначенных им фламинов, из упоминаний древних святилищ известно о существовании культов Вулкана, Фуррины, Флоры, Цереры, Помоны, Волупии и др. Примерно в это же время были удвоены коллегии Луперков и салиев. Появились культы сословий (Нептун и Диоскуры у патрициев, Церера и либер у плебеев) и отдельные родовые культы (у Корнелиев, Эмилиев, Клавдиев и возможно других), которые группировались вокруг Весты, ларов и пенатов. Существовали культы сельских общин.

Тотемным, или культовым, животным в Риме были волки, а священное растение - дуб.

Многие историки считают, что мифы в Древнем Риме появились под влиянием этрусской и греческой мифологии. Именно греки принесли в Рим своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, научили римлян строить храмы. Так как греки были богобоязненным народом, то огромное значение они предавали обрядам, при проведении которых все должно было идти по строго установленным правилам, что иногда доходило до абсурда. Так, например, если, в процессе чтения молитвы, кто-то из присутствующих чихнул - то все чтение начинали заново. Итак, мы помним, что каждый римлянин хотел знать волю богов, чтобы он не делал. Поэтому, проводились специальные гадания, которые назывались «мантика» (др.-греч. μαντική), с целью установления воли богов на основании ниспосылаемых ними предзнаменований. Жрецы-гадатели объединялись в коллегии, среди которых более значимыми были гаруспики, гадавшие по внутренностям жертвенных животных, и авгуры, гадавшие по полету птиц. Так если у приносившейся жертвы, было что-то не в порядке с внутренними органами, например, печень не здорового цвета, или еще что-нибудь, то обряд переносился до «лучших времен», а решение вопроса, из-за которого было осуществлено жертвоприношение, откладывалось. Считалось, что боги «пока» не согласны и не поддерживают данный поступок. Посредством религиозных обрядов, при осаде города, римляне призывали богов-покровителей осаждений и посвящали им в Риме культовые сооружения. Римляне считали, что таким образом они обезоруживали врагов, лишая их защиты богов и обеспечивая ее себе.

На второй стадии мифологических представлений стояли божества природы, главным образом рек, источников и земли, как производительницы всего живого. Далее идут божества небесного пространства, божества смерти и преисподней, божества — олицетворения духовных и нравственных сторон человека, а также различных отношений общественной жизни, и, наконец, боги иноземные и герои. К божествам, олицетворяющим души умерших, относились Manes, Lemures, Larvae, а также Genii и Junones (представители производительного и жизненного начала в мужчине и женщине). При рождении гении вселяются в человека, при смерти — отделяются от тела и становятся manes (добрыми душами). К богам, деятельность которых проявлялась в природе и жизни и которые имели более яркую индивидуальность, относятся Янус, Веста, Вулкан, Марс, Сатурн и другие боги плодородия и деятельности в растительном и животном царстве.

Главными божествами, покровительствовавшими земледелию, были Сатурн (бог посева), Конс (бог жатвы) и Опс, супруга Конса. Позднее Сатурн был отожествлен с греческим Кроном, Опс — с Реей, причем многие особенности греческого культа были внесены в римский культ этих божеств. Земледелию и скотоводству покровительствовали также другие боги лесов и полей, символизировавшие собой силы природы и почитавшиеся в рощах и у источников. Их атрибуты и божественные свойства были столь же просты, как и сама жизнь и обстановка их почитателей. За все, что было дорого и приятно земледельцу и скотоводу, они считали себя обязанными божествам, посылавшим свое благословение.

Древний Рим явился колыбелью христианства-религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.

Первый этап развития древнеримской мифологии - анимизм

Второй этап развития древнеримской мифологии - индивидуализация богов

Третий этап развития древнеримской мифологии - императорская эпоха

Римская мифология - обряды

Римская мифология - наиболее почитаемые боги

Подкатегории

В этой категории отображается 7 подкатегории из имеющихся 7.

Страницы в категории «Древнеримская мифология»

Показано 80 страниц из 80, находящихся в данной категории.