Вальхалла

Материал из Энциклопедия мифов
Перейти к: навигация, поиск
Изображение Вальхаллы

Вальха́лла, также Валга́лла, Вальга́лла (др.-исл. Valhöll, прагерм. Walhall — «дворец павших») в германо-скандинавской мифологии — небесный чертог в Асгарде для павших в бою, рай для доблестных воинов.

О́дин правит Вальхаллой, восседая на Хлидскьяльве. Он отбирает половину воинов, павших в бою, а валькирии доставляют их в чертог. Другая половина павших отправляется в Фольквангр (en:Fólkvangr «Людское поле») к богине Фрейе.

По легендам, Вальхалла представляет собой гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хеймдалля во время последней битвы — Рагнарёка. Воины, обитающие в Вальхалле, зовутся эйнхерии. Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать. Едят они мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун, стоящая в Вальхалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль. А ночью приходят прекрасные девы и ублажают воинов до утра.

Рай скандинавов соответствовал их горячему нраву. В чертогах Одина, которые представляли собой огромный зал с крышей из позолоченных щитов с опорами из копий, викингов ждали ежедневные сражения насмерть, после которых они воскресали и пировали. А прислуживали им прекрасные девы из воинства Одина – валькирии. В скандинавской картине мира Вальхалла располагалась где-то на небесах, и попасть туда можно было лишь через храбрую смерть в бою. Собирая свое небесное воинство, Один не гнушался хитростей, организую гибель храбрейших и искуснейших. По крайней мере, так объясняли гибель вождей и героев скандинавские легенды.

Праведникам, не умевшим владеть мечом, а также женщинам и детям путь в Вальхаллу был заказан. Они попадали во владения хтонического чудовища Хель – мрачный мир мертвых, из которого не было возврата даже для богов. Впрочем, лучшие из женщин могли надеяться на место в Фольгвангре – обиталище богини Фреи.


Описание в «Старшей Эдде» в песне «Речи Гримнира» (7)  :

«
21
Тунд шумит,
Тьодвитнира рыба
играет в стремине;
поток нелегко
вброд перейти
тем, кто в битве убит.
22
Вальгринд — ворота,
стоящие в поле
у входа в святилище;
неведомы людям
древни ворот
замки и запоры.

»

В целях вытеснения языческих культур, христианство и крестители Севера Европы отождествили Вальхаллу с адом. Асы были отождествлены с демонами, эйнхерии (герои) — с великими грешниками, принцип бесконечной кровавой бойни и ежедневный пир после воскрешения из мёртвых (и отрастание отрубленных конечностей) — отождествлены с бесконечностью адских мук.

См. также[править]