Иггдрасиль

Материал из Энциклопедия мифов
Перейти к: навигация, поиск
Иггдрасиль, Игдразил (Yggdrasills, Yggdrasil)
Yggdrasil.jpg
Иггдрасиль
Мировое дерево, Дерево жизни
Мифология: германо-скандинавская мифология
Связанные события: Легенды
Характерные черты: Изображался Иггдрасиль традиционно в виде ясеня

Иггдрасиль (также Игдразил, швед. Yggdrasills, Yggdrasil) — Мировое дерево (Дерево жизни) в германо-скандинавской мифологии — это символический образ, отображающий духовное развитие человека через последовательное осознание себя. Бог Один девять дней висел под деревом вниз головой чтобы обрести мудрость. Изображался Иггдрасиль традиционно в виде ясеня.

Иггдрасиль в исландском манускрипте XVII века

Описание[править]

Иггдрасиль покоится на трёх корнях и прорастает через шесть миров. Один из корней уходит в мир Нифльхейм,- мир льда и холода, символизирующий бессознательное, второй — к инеистым великанам в Ётунхейм, мир олицетворяющий грубое, разрушительное мужское начало, третий — в Свартальхейм,- мир желаний и обиталище темных альвов. В самом низу находится Хель,- мир символизирующий разрушительное женское начало. Мир людей - Мидгард находится посередине и символизирует личность человека, его низшее Я. Ветви Иггдрасиля уходят в Муспельхейм,- мир огня, интуиции. Ванахейм,- чувственный мир, мир воды населенный великанами ванами, Альвхейм,- мир разума и обитель светлых альвов. В кроне древа находится Асгард,- мир богов, символизирующий высшее Я. Под первым из корней находится источник Урд, у которого живут три норны. Их зовут Урд («судьба»), Верданди («становление») и Скульд («долг»), они поддерживают вечную свежесть и молодость дерева. Под вторым корнем — источник мудрости, возле которого живёт грозный великан Мимир, самый могучий из всех великанов, он стережёт воды источника и никому не даёт из него напиться. По легендам, Один отдал свой правый глаз, чтобы испить воды из этого источника. Под третьим корнем — источник Хвергельмир («Кипящий котёл» или «Источник, который звенит»), из которого вытекают все подземные реки.

Позднейший миф рассказывает о мудром орле на верхушке ясеня, меж глаз которого сидит ястреб Ведрфельнир, о четырёх оленях на ветвях его и о драконе Нидхёгге в колодце Хвергельмир, подгрызающем его корни. Белка Рататоск, прыгающая по дереву, беспрестанно переносит вести от орла к дракону.

В Старшей Эдде есть такие строки:

<poem>

Не ведают люди, какие невзгоды у ясеня Иггдрасиль: корни ест Нидхёгг, макушку — олень, ствол гибнет от гнили.

</poem>

Этимология[править]

Дословно «Иггдрасиль» означает «скакун Игга» (Игг — один из эпитетов Одина), имя Мирового Дерева представляет собой типичный для эддической поэзии кеннинг. Существует мнение, что имя указывает на эпизод добычи рун Одином, когда он провисел, пригвождённый к Мировому Дереву, девять суток (аналогичный кеннинг для виселицы — «скакун висельника»).

В литературе[править]

  • Игг — персонаж романа Роджера Желязны «Владения Хаоса» из цикла «Хроники Амбера». Иронически переосмысленный образ Иггдрасиля, Игг, выглядел как наделённое разумом говорящее дерево, расположенное на границе Теней, отбрасываемых Амбером и Хаосом. Был посажен Обероном в начале времён как пограничный знак. Отломленная принцем Корвином ветвь Игга, впоследствии воткнутая им в землю при создании нового Пути, пустила корни и выросла в новое Мировое Древо.
  • В тетралогии Дэна Симмонса «Песни Гипериона паломники к Шрайку путешествуют на звездолёте-дереве «Иггдрасиль», принадлежащем тамплиерам. Корабли-деревья использовались тамплиерами для круизных перевозок пассажиров между близкими звёздными системами. Братство владело пятью такими кораблями. «Иггдрасиль» был уничтожен во время столкновения между кораблями Гегемонии и Бродягами. Также дерево Иггдрасиль довольно часто упоминается в романе того же автора «Гиперион», где по сюжету выступает «древом искупления» человечества.
  • В фэнтези-трилогии Элейн Каннингем «Звёздный свет и тени» упоминается дерево Дитя Иггдрасиля, на коре которого вырезались магические руны.
  • В вымышленной вселенной Ника Перумова — Упорядоченном — основой мироздания является некое безымянное Мировое Древо, которое питается тремя источниками; и, подчинив все три источника себе, Новые Боги смогли остановить Неназываемого, заключив его в клетку из постоянно творящихся миров.
  • В романе Нила Геймана «Американские боги» главный герой по имени Тень проходит девятидневное бдение по Одину, привязанный к серебряному ясеню. К дереву его привязывают три сестры норны. Во время бдения его поит водой белка, твердящая «Рататоск!» — своё имя.