Кей-Сенешаль
Кей, Кай, Кей-Сенешаль | |
---|---|
![]() Кэй-Сенешаль | |
Мифология: | английская мифология, валлийская мифология |
Пол: | мужской |
Отец: | Эктор |
Брат: | молочный брат Артура |
Связанные события: | Легенды |
Кей - родной сын сэра Эктора Уэльсского, молочный брат короля Артура из повествовании Мэлори «Смерть Артура» (о короле Артуре).
Сенешаль двора короля Артура и рыцарь Круглого Стола. В кельтской традиции, где он выступает как герой, наделенный мифологическими чертами, этот персонаж носит имя Кай Хир.
Содержание
Испытание Мерлина[править]
В повествовании Мэлори «Смерть Артура» волшебник Мерлин придумал испытание, способное выявить законного короля. В первый день Нового года устраивался турнир, и на него должны были являться все барды и рыцари королевства.
Сэр Эктор взял с собой на состязание приемыша Артура и родного сына Кея, которому предстояло посвящение в рыцари. По дороге на турнир Кей обнаружил, что забыл свой меч, и послал за ним Артура. Артур вернулся, но нашел дом запертым, юноша поскакал обратно и возле одной церкви увидел меч, воткнутый в камень. Посчитав, что клинок вполне подойдет Кею, Артур выдернул его из камня и помчался на турнир. Кей, принимая меч от молочного брата, заметил надпись, выгравированную на лезвии: «Кто вытащит сей меч из камня, тот и есть по праву рождения король над всей землей Английской». Кей показал клинок отцу и заявил, что сам извлек оружие из камня. Сэр Эктор не поверил сыну и потребовал сказать правду, и Кей с неохотой признался, что меч дал ему Артур.
Все участники турнира поскакали к церкви, где Артур с легкостью вонзил клинок в камень. Кей попытался вытянуть его из каменной глыбы, но этого ему не удалось. Собравшиеся вокруг бароны и рыцари, посмотрев, как Артур без труда извлекает меч, сразу же объявили его королем.
Кэй - могучий чародей[править]
Впервые Кэй появляется в валлийской повести «Килох и Олвен», где предстает могучим чародеем: способен девять дней и ночей провести под водой, такой же срок обходиться без сна, способен становиться ростом с высокое дерево, в самый сильный дождь на расстоянии вытянутой руки от него все остается сухим, и в мороз он может обогреть спутников лучше любого костра. Рану, нанесенную его мечом, не в силах залечить ни один лекарь. Добывая чудесные предметы, которые требует великан Исбаддаден за руку своей дочери Олвен, Кэй путешествует на спине древнего и мудрого лосося и освобождает из заточения чародея Мабона, сына Модрон.
Ссора Кэя с Артуром[править]
В той же повести есть любопытное упоминание о ссоре Кэя с Артуром. Причиной ее стал сложенный Артуром глумливый стих о том, как Кэй, побоявшись вызвать великана на честный бой, обманом одолел противника, пока тот спал. Несмотря на то что оскорбленный Кэй в конце концов примирился с королем, но с тех пор «ни беды Артура, ни гибель его людей не могли побудить Кэя прийти к нему на помощь».
Сенешаль[править]
Уже в самых ранних текстах чертами кельтского Кэя становятся смесь храбрости и злоязычия, бескорыстия и хитрости и коварства. Первая же реплика этого персонажа в «Килох и Олвен» относится к «обычаям двора», что, очевидно, способствовало закреплению за ним роли сенешаля Артура в последующей традиции.
Характеристики Кэя в других источниках[править]
Валлийский Кэй имеет свой аналог и в ирландских источниках: имя Кай или Кэй (Кэ) упоминается в ряде исторических документов и мифологических саг. «Справедливый Кай» в «Килох и Олвен» — вполне вероятно, калька с ирландского Cainbrethach.
В «Мабиногион» Кэю приписывается способность выпить не пьянея больше, чем целая армия, а также способность нагонять в бою ужас на противника одним своим видом. Эти черты, вполне приличествующие эпическому герою в духе Роланда, во французском рыцарском романе XII в. оказались невостребованными. И если валлийская традиция вплоть до середины Средних веков сохраняет героические черты Кэя, то в романной традиции он превращается во второстепенного, хотя и неизменно присутствующего в каждом романе персонажа.
Романы рисуют Кэя насмешником и козлом отпущения, заносчивым придворным, ярым защитником придворного этикета и источником самых различных ссор и неприятностей при дворе - все для того, чтобы оттенить фигуру главного героя: Гавейна, Ланселота или Ивейна.
Жизнь Мерлина (Гальфрид Монмутский) · История бриттов (Гальфрид Монмутский) · О разорении Британии (Гильдас) · Тристан и Изольда (Жозеф Бедье) · Козни сэра Мордреда · Ивэйн, или Рыцарь со львом (Кретьен де Труа) · Ланселот и Гвиневера · Ланселот и Элейна · Первые приключения Ланселота · Повесть о Святом Граале · Повесть о фее Моргане и кончине короля Артура · Последняя битва · Сказания о короле Артуре · Сказания о сэре Ланселоте · Сэр Гавейн и Зелёный рыцарь · Сэр Гавейн и Леди Рагнелл · Сэр Гарет, или Рыцарь кухни · Сэр Персиваль Уэльский | ![]() |
Английская мифология | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Основы | · · | ||||||
Персонажи |
| ||||||
См. также | Рыцари Круглого Стола · Древнегерманская мифология · Скандинавская мифология · Англосаксонская мифология · | ||||||
Категории: Религия и мифология · Боги и богини · Герои и героини · Мифические народы · Мифические существа · Брак Портал |