Мистицизм

Материал из Энциклопедия мифов
Перейти к: навигация, поиск

Мистици́зм (от др.-греч. μυστικός — таинственный<ref>Словарь русского языка в 4-х томах. Т. 2. — 1999 (Малый академический словарь)</ref>) — философское и богословское учение, а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме<ref>Большой Энциклопедический словарь</ref>. Под мистическим опытом понимают опыт прямого личностного общения, слияния или постижения некоей абсолютной реальности и абсолютной истины, а в рамках религий часто отождествляемой с Божеством или Абсолютом<ref>{{#invoke:String|replace|source=James McClenon.|pattern=^(%[*)(.-[^%.%]])(%]*)$|replace=%1%2%3.|plain=false}} MYSTICISM // Encyclopedia of Religion and Society / Ed. by William H. Swatos. — AltaMira Press, A Division of Sage Publications, Inc., 1998. — ISBN 0-7619-8956-0.</ref>. В утверждении возможности непосредственного единения с Богом или Абсолютом состоит суть мистицизма<ref>Мистицизм</ref>. Различные мистические доктрины встречаются во всех мировых религиях и верованиях и имеют общие черты: тяготеют к интуитивизму и символизму; предполагают практику определённых психофизических упражнений или медитаций, необходимых для достижения определенного состояния разума и психики<ref>КОЗЛОВСКИЙ Игорь Анатольевич Избранные лекции по теории и практике религиозного мистицизма</ref>. К мистицизму относят тантризм (индуистский и буддийский или ваджраяну), дзэн, каббалу, хасидизм, гностицизм, исихазм, суфизм<ref name="Балагушкин—2013——" group="">Балагушкин, 2013</ref> и некоторые другие учения.

Христианство[править]

Мистицизм свойственен как западному, так и восточному христианству, однако есть разные точки зрения на значение мистицизма в разных конфессиях. Так, Иоанн Мейендорф<ref>Патриарх Фотий Иоанн Мейендорф</ref> и Евгений Торчинов<ref>PSYLIB® – Е. А. Тоpчинов. РЕЛИГИИ МИPА: ОПЫТ ЗАПPЕДЕЛЬНОГО</ref> считали, что мистицизм более развит в православии (исихазм). Павел Флоренский писал о «воображательной» мистике католиков, противопоставляемой «умной» мистике православных<ref>Геенна. Столп и утверждение истины — П. А. Флоренский</ref>. По поводу последней Каллист (Уэр) пишет:

Всякое истинно православное богословие мистично: как мистицизм в отрыве от богословия становится субъективизмом и ересью, так и богословие в отрыве от мистицизма вырождается в сухую схоластику, «академичную» в дурном смысле слова<ref>Священное Предание: источник Православной веры :: Основы веры :: Киевская Русь</ref>.

Так же мистицизм уникальным образом развит в ещё одной из ветвей христианства, а именно протестантизме.

Античность[править]

Ещё в античной Греции практиковались так называемые мистерии — тайные религиозные обряды, участники которых переживали особый вид религиозного опыта. Мистерии, как правило, включали в себя пиры, ритуальные пляски и церемонии, в частности, обряды посвящения, символизировавшие смерть и воскресение.

Древняя Индия[править]

В религиях древней Индии весьма силён мистический аспект. Например высшим идеалом религиозной практики среди последователей философской школы адвайта-веданта являлась «мокша» — освобождение из сансары (круговорота рождений и смерти в мирах) и слияние с Абсолютом (Брахманом). Традиционная йога также представляет собой систему духовной и телесной практики, позволяющую достичь мистического прозрения и тесно связанную с индуистской доктриной адвайты — растворении всего индивидуального в абсолютном единстве Брахмана.

Буддизм[править]

Разные школы буддизма предлагают разные мистические методы, однако в буддизме, по причине его предельной рациональности, многие методы считаются «упайя» — искусными приёмами для достижения высших целей.

Ваджраяна делает упор на тантру и дзогчен для достижения окончательной реализации. Тхеравада использует медитацию випассана для приобретения мудрости.

Дзэн наиболее живое мистическое учение в буддизме.

Китай[править]

Для Китая характерны нетеистические религии, поэтому место Бога в мистических религиозных практиках занимают трансцендентные начала — Пустота (шунья) в буддизме и Дао в даосизме. Большинство буддистских школ провозглашают важность медитации и мистического созерцания как средств достижения нирваны — слияния с вселенской пустотой.

Суфизм[править]

Суфийские мистики и аскеты не были удовлетворены традиционным религиозным опытом ислама и стремились к личному союзу с Богом и обретению непосредственного интуитивного познания Аллаха. Целью также провозглашалось освобождение души от оков низшего «я» и переживание истинной реальности (хакика).

Иудаизм[править]

Наиболее характерным и глубоким течением в иудейском мистицизме являются Каббала и Хасидизм. Каббала в основном предлагает методы непосредственного постижения Бога через священные имена и божественные числа, а также через восторженную молитву.

Нью-эйдж[править]

Многочисленные течения нью-эйджа нередко берут за основу мистические методы мировых религий, часто сильно видоизменяя или примешивая другие влияния. Целями нью-эйджевского мистицизма часто является:

  • достижение глубоких медитативных состояний,
  • психонавтика — развитие необычных, пограничных и маргинальных состояний сознания
  • передача сознания (телепатия, телекинез, магия, гипноз, суггестия)
  • оперирование в трансперсональной реальности (например, астральные полёты)
  • духовный рост

Некоторые школы нью-эйджа отличаются высокой концентрированностью и технологичностью в отдельно взятых методах, формируя быстрые результаты, в то время как религиозные традиции чаще делают упор на весь образ жизни. Тем не менее основной целью движения нью-эйдж («Новая Эра») декларируется достижение нового уровня сознания и личностный рост.

См. также[править]

Примечания[править]

<references group=""></references>

Литература[править]

Ссылки[править]

Логотип Викитеки В Викитеке есть тексты по теме
Мистицизм