Младшая Эдда

Материал из Энциклопедия мифов
Перейти к: навигация, поиск
Младшая Эдда
Edda.jpg
Титульный лист издания XVIII века
Другие названия Сноррова Эдда,
Эдда в Прозе, Эдда
Автор(ы) Снорри Стурлусон
Дата написания ок. 1220 года
Язык оригинала древнеисландский
Собрание Эдда
Жанр Поэзия
Объём в четырёх частях
Содержание учебник поэзии скальдов,
скандинавская мифология
Тесно связано Старшая Эдда
Оригинал неизвестен

Младшая Эдда, Сноррова Эдда, Эдда в Прозе или просто Эдда — произведение средневекового исландского писателя Снорри Стурлусона, написанное в 1222—1225 годах и задуманное как учебник скальдической поэзии. Состоит из четырех частей, содержащих большое количество цитат из древних поэм, основанных на сюжетах из германо-скандинавской мифологии.

Начинается Эдда с эвгемеристического пролога и трех отдельных книг: Gylfaginning (ок. 20'000 слов), Skáldskaparmál (ок. 50'000 слов) и Háttatal (ок. 20'000 слов). Эдда сохранилась в семи различных манускриптах, датируемых от 1300 до 1600 года, с независимым друг от друга текстовым содержанием.

Целью произведения было донести до современных Снорри читателей всю утонченность аллитерационных стихов и уловить значения слов, скрытых под множеством кеннингов.

Изначально Младшая Эдда была известна просто как Эдда, но позже получила свое название, чтобы отличать ее от Старшей Эдды. Со Старшей Эддой Младшую связывает множество стихов, цитируемых обеими.

Содержание[править]

Пролог[править]

Пролог содержит эвгемеристическую христианскую точку зрения на происхождение германо-скандинавской мифологии: скандинавские боги описаны как троянские воины, покинувшие Трою после падения города (аналогичную версию в 12-м веке выбрал Гальфрид Монмутский для объяснения происхождения британской нации). Согласно Эдде эти воины поселились в Северной Европе, где были восприняты местным населением как неземные короли в силу высокой культуры и знания превосходящих технологий. Поминальные ритуалы на местах их захоронений позже превратились в языческие культы, превратив их в богов.

Видение Гюльви (Gylfaginning)[править]

Конунг Гюльви инкогнито отправился в Асгард за знаниями. Там он встречается с асами, представшими под именами Высокий, Равновысокий и Третий, от которых узнаёт о прошлом и будущем мира. Так же рассказывается о жизни богов, их подвигах и сражениях. Содержит основные космогонические представления древних скандинавов о рождении мира, создании тверди, небес, богов и людей. Описывается устройство мира, в частности высшие (мировой ясень Иггдрасиль, связывающий все миры между собой) и низшие (Хель - мир расположенный ниже царства мёртвых) его пределы.

Один из самых интересных рассказов это Рагнарёк — гибель богов (судьба богов) и всего мира, следующая за последней битвой между богами и хтоническими чудовищами.

Язык поэзии (Skáldskaparmál)[править]

Описываются общие принципы скальдической поэзии. Вводятся понятия хейти (замены имён) и кеннинга (буквально, обозначения). Большая часть Языка поэзии построена как примеры кённингов с мифологическими разъяснениями.

« Поэзия зовется «морем либо влагой карлов», ибо кровь Квасира была налита в Одрёрир прежде, чем был приготовлен мёд, и там, в этом сосуде, он и был приготовлен. Потому его называют «жидкостью котла Одина», как сказал Эйвинд и как уже было написано. »

Перечень стихотворных размеров (Háttatal)[править]

Используя, в основном, свои собственные произведения, Снорри наглядно иллюстрирует различные варианты скальдических стансов. В повествовании применяется как предписывающий, так и описательный подходы. При этом Снорри часто напоминает, что «старые мастера поэзии не всегда следовали» указанным правилам.


См. также[править]


Шаблон:Средневековая литература