Религиозный синкретизм

Материал из Энциклопедия мифов
Перейти к: навигация, поиск

Религио́зный синкрети́зм (от греч. συγκρητισμός — соединение, объединение) — соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии<ref>Религиозный синкретизм / Энциклопедия социологии, 2009</ref><ref name="Britannica">Religious syncretism — статья из Энциклопедия Британника</ref><ref>Е. В. Беляева. Исторические типы религиозного синкретизма</ref>.

Этимология[править]

Термин «синкретизм» впервые применил древнегреческий историк Плутарх<ref name="RES">{{#invoke:String|replace|source=William H. Swatos, Peter Kvisto|pattern=^(%[*)(.-[^%.%]])(%]*)$|replace=%1%2%3.|plain=false}} Encyclopedia of Religion and Society. — Rowman Altamira, 1998. — 590 с.</ref> для характеристики поведения критян, примиряющих разногласия в период усиления внешней опасности. В эпоху Возрождения в положительном значении слияния различных идей (классического наследия с христианской теологией) термин воспринял Эразм Роттердамский. В XVII веке синкретизмом называли идеи Георга Каликста по объединению христианских церквей, между его сторонниками и оппонентами возник синкретический спор[en]. В дальнейшем в истории слово использовалось в различных контекстах<ref name="CR">{{#invoke:String|replace|source=Charles Stewart. Rosalind Shaw|pattern=^(%[*)(.-[^%.%]])(%]*)$|replace=%1%2%3.|plain=false}} Syncretism - Anti-Syncretism: The Politics of Religious Synthesis. — Routledge, 1994. — 225 с.</ref>.

Понятие религиозного синкретизма[править]

Религиозный синкретизм — соединение разнородных учений религиозного, антропологического или космологического характера<ref name="rfs">Синкретизм / В. Василенко. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г.</ref>. Понятие религиозного синкретизма аналогично понятию эклектизма в философии<ref name="rfs"/><ref>Синкретизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.</ref>.

В религиоведении понятие религиозного синкретизма и границы его применения являются дискуссионным предметом<ref name="CR"/>: существует точка зрения, что в какой-то степени все религии являются синкретическими, поскольку в процессе возникновения и развития испытали влияние других религий<ref name="GDT">{{#invoke:String|replace|source=William A. Dyrness, Veli-Matti Kärkkäinen|pattern=^(%[*)(.-[^%.%]])(%]*)$|replace=%1%2%3.|plain=false}} Global Dictionary of Theology. — InterVarsity Press, 2009.</ref><ref name="SCE">{{#invoke:String|replace|source=Adam Kuper|pattern=^(%[*)(.-[^%.%]])(%]*)$|replace=%1%2%3.|plain=false}} The Social Science Encyclopedia. — Routledge, 2003. — 952 с.</ref>. В качестве решения проводится дифференциация внутри понятия по различным признакам, учитывается уровень синкретизма<ref>{{#invoke:String|replace|source=Erwin Fahlbusch|pattern=^(%[*)(.-[^%.%]])(%]*)$|replace=%1%2%3.|plain=false}} The Encyclopedia of Christianity. — Wm. B. Eerdmans Publishing, 2008. — 866 с.</ref><ref>{{#invoke:String|replace|source=Volker Küster|pattern=^(%[*)(.-[^%.%]])(%]*)$|replace=%1%2%3.|plain=false}} Reshaping Protestantism in a Global Context. — LIT Verlag Münster, 2009. — 224 с.</ref>. Встречаются разные мнения по вопросу синонимичности терминов «религиозный синкретизм» и «двоеверие» (совмещение основной веры и элементов других верований)<ref>Колыванов Г. Е. Двоеверие // Православная энциклопедия. Том {{safesubst:#invoke:Math|Roman|14 |N/A}}. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — С. 242-244. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-024-0</ref>.

В настоящее время понятие может получать негативные или позитивные коннотации в зависимости от научной и религиозной традиции<ref name="SCE"/><ref name="CR"/>. По мнению православных богословов, религиозный синкретизм как внешнее, неорганическое и искусственное соединение не имеет ясного очертания духовных основ, либо не увязывается с содержанием привлекаемых фрагментов<ref>Кураев, А. В. Вызов экуменизма / Диакон Андрей Кураев. — [3-е изд., испр. и доп.]. — Москва : Грифон, 2008. — 477, [2] с.; 22 см. ISBN 978-5-98862-046-4</ref><ref name="Britannica"/>. В публицистике термин «религиозный синкретизм» иногда употребляется в смысле религиозной всеядности<ref name="rfs"/>.

Религиозный синкретизм следует отличать от религиозного плюрализма, подразумевающего мирное сосуществование и/или разделение сфер влияния между несколькими конфессиями или религиями без их слияния.

История[править]

Религиозный синкретизм — общекультурное явление, известное на протяжении всей истории религии: от первобытной эпохи<ref>{{#invoke:String|replace|source=А. Н. Маркова|pattern=^(%[*)(.-[^%.%]])(%]*)$|replace=%1%2%3.|plain=false}} Культурология: История мировой культуры. — Wolters Kluwer Russia, 2009. — 478 с.</ref> до современных новых религиозных движений, проявляется в сочетании разнородных вероучительных и культовых положений разных религиозных традиций, обусловливая основы вероучения<ref name="Britannica"/><ref name="GDT"/>.

Исторически религиозный синкретизм имел широкое распространение в эллинистических религиях[en]<ref name="Britannica"/> и в государстве инков, когда инкорпорация богов побеждённых земель в собственный религиозный культ поддерживалась на уровне государственной политики. В раннем Средневековье широкое распространение получило манихейство, впоследствии оказавшее влияние на средневековые синкретические ереси<ref>Манихейство — статья из Новой философской энциклопедии</ref>.

В новое и новейшее время появилось множество синкретических религий. Из недавно возникших и получивших распространение религиозных течений, для которых характерен религиозный синкретизм: Шаблон:Кол

Шаблон:Конец кол

Синкретическая религиозная философия[править]

В религиоведении к религиозно-философскому синкретизму также относят мистические, оккультные, спиритуалистические и прочие концепции<ref>В некоторых источниках относимые также к философскому мистицизму, оккультной философии и т. п.</ref>, отличные от традиционных религиозных направлений. Для данных концепций характерно объединение элементов различных религий, наряду с вненаучными и научными знаниями. Примеры религиозно-философского синкретизма: александрийская философия<ref>Поварнин С. И. Александрийская религиозная философия // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1906—1913.</ref>, гностицизм, теософия, включая теософию Блаватской, антропософию Рудольфа Штейнера, Агни-Йогу (или Живую Этику) Рерихов<ref name="Яблоков">Трефилов В. А. (Гл. XVII. § 3. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия) // Основы религиоведения. / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.— М.: Высш. шк., 1994.— 368 с. ISBN 5-06-002849-6</ref><ref name="rfs"/>. На основе синкретических религиозно-философских учений могут возникать религиозные движения<ref>{{#invoke:String|replace|source=Забияко А. П.|pattern=^(%[*)(.-[^%.%]])(%]*)$|replace=%1%2%3.|plain=false}} Синкретизм религиозный // Религиоведение: энциклопедический словарь / А. П. Забияко, А. Н. Красников, Е. C. Элбакян. — М.: Академический проект, 2006.</ref>: так, на основе теософии Блаватской возникло свыше 100 эзотерических религиозных движений<ref>Melton J. G. Theosophy (religious phylosophy) — статья из Энциклопедия Британника</ref>.

См. также[править]

Примечания[править]

<references group=""></references>

Литература[править]