Категория:Древнегреческая мифология
Мифология Древней Греции
Содержание
- 1 Формирование Древнегреческой мифологии
- 2 Картина мира древних греков
- 3 Боги в платежной системе Древней Греции
- 4 Культы, религия и искусство
- 5 Источники
- 6 Происхождение
- 7 Религиозные представления древних греков
- 8 Списки богов, мифологических существ и героев
- 8.1 Первое поколение богов
- 8.2 Второе поколение богов
- 8.3 Титаны
- 8.4 Олимпийцы
- 8.5 Боги и божества водной стихии
- 8.6 Боги и божества воздушной стихии
- 8.7 Боги смерти и подземного мира
- 8.8 Музы
- 8.9 Циклопы
- 8.10 Гекатонхейры
- 8.11 Гиганты
- 8.12 Другие боги
- 8.13 Неперсонифицированные боги
- 8.14 Чудовища
- 8.15 Герои
- 9 См. также
- 10 Примечания
Формирование Древнегреческой мифологии[править]
Древнегреческая мифология формировалась в течении нескольких веков примерно с III тыс. до н.э. до II века н.э. Легендами, преданиями и сказаниями передавалась она певцами-аедами, документально не фиксировалась. Сами греки называют свою страну Элладой, а себя эллинами. Первые документальные источники, через которые позволили нам узнать о событиях тех времен, были произведения Гесиода, Гомера, Эсхила, Софокла, Еврипида и др.
Древняя Греция была основополагающей культурой западной цивилизации, основных аспектов архитектуры, скульптуры, поэзии, физико-математических наук, Олимпийских игр и т.д., родиной мировой демократии и западной философии. Мощное влияние греческая культура оказала и на Римскую империю, которая в свою очередь донесла свою культуру практически до каждого европейского народа. Термин «Древняя Греция» использовался для обозначения греко-язычного народа древнего периода. Он относится не только к территории, на которой сейчас находится современная Греция, но и к тем регионам, которые ранее заселяли древние греки (Кипр, Кавказ, Крым, Иония, греческие поселения Средиземного, Черного и Азовского морей, Сицилия и юг Италии, известных как Великая Греция).
Картина мира древних греков[править]
По мифам древней Греции можно воссоздать картину мира того времени в представлении ее древних жителей. Согласно этим представлениям, мир тогда населяли могущественные Титаны(дети богов Земли и Неба), одноглазые циклопы и гиганты. Все стихии природы были олицетворены через богов и их детей.
Начало всей жизни было положено из вечного, безграничного и темного Хаоса. Весь мир и бессмертные боги, и богиня Земля - Гея, дающая жизнь всему что живет и растет на ней; и любовь - Эрос, могущественная сила, оживляющая все. Глубоко под землей была бездна, наполненная извечным мраком и тьмой - Тартар.
Хаос породил Вечный Мрак – Эреб и Темную Ночь - Никту. А от Ночи и Мрака были рождены Вечный свет - Эфир и светлый День - Гемера. Свет разлился над всем миром, и стали сменять друг друга Ночь и День. Могущественная Гея породила безграничное небо - Урана, раскинувшийся над Землей, воцаривший во всем мире. Высокие Горы, рожденные Землей, гордо возвышались над всеми равнинами, и широко разлилось глубокое Море.
Рождение титанов и богинь океанид было следующим этапом становления Мира. Титан Океан обтекал всю Землю, Фетида - породила на свет все реки. От союза титанов Гипериона и Тейи родился Гелиос - бог Солнца, Луна - Селена и Зоря - Эос.
От Астреи и Эоса на небе появились звезды, а также все ветра: северный Борей, восточный Эвр, южный Нот и западный, ласковый Зефир.
Гея родила еще трех одноглазых циклопов и трех пятидесятиголовых сторуких великанов - Гекатонхейров, которым не было равных, потому что обладали они беспредельной силой.
Уран невзлюбил своих детей-гигантов и заточил их в Тартаре, окутанным мраком. Очень страдала от этого вселюбящая мать Гея, и решила и помощью своих детей-титанов она решила восстать против мужа. Но только Кронос решился пойти против отца, и хитростью отнял у него власть.
В наказание Кроносу, богиня Ночь родила Таната - смерть, Эриду - раздор, Алату - обман, Керр - уничтожение, Гипноса - сон с кошмарными видениями, Немезиду - отмщение за преступления.
Древнегреческая мифология сыграла основополагающую роль в формировании древнегреческой культуры. Древнегреческие божества воплощались через силы природы, которые по представлениям древних греков, таким образом могли управлять жизнями людей.
Сам Кронос не был уверен, что его дети не восстанут против него самого, и поэтому приказал своей жене Рее, приносить ему всех рожденных нею детей, которых он безжалостно поглощал. Первыми детьми Реи и Кроноса, которых он поглотил, были Гестия, Деметра, Гера, Аид и Посейдон.
Дети Кроноса, одержав победу над властными титанами, разделили власть над Миром. Во главе стал Зевс - царь богов и людей, Посейдон управлял морями и всеми водами на земле, Аид стал царствовать под землей. Гера, жена Зевса, стала покровительницей брака и семьи. Сестры Зевса, Деметра и Гестия были богинями плодородия и дома, а любимая дочь Зевса - Афина, почиталась как богиня военного дела, мудрости, покровительствовала знаниям и ремеслам.
Боги в платежной системе Древней Греции[править]
В античные времена уже появились и монеты, как платежная система. Развитие монет началось с греческих рабовладельческих государств, далее продолжилось в Древнем Риме, и апогея своего развития достигло в период расширения территории Римской империи. Монеты Древней Греции представляли собой олимпийских богов и их атрибуты, богов-покровителей стихий, городов, ремесла и земледелия.
Слово «монета»- одно из имен древнегреческой богини Юноны и название первого римского монетного двора при храме Юноны, который находится на Капитолийском холме в Древнем Риме. Она изображалась на римских монетах(особенно на монетах императриц) в виде величественной фигуры в длинных одеждах с венком или диадемой на голове.
Аполлон, Бахус, Афродита (Венера), Веста, Виктория, Зевс (Юпитер), Гера (Юнона), Геракл (Геркулес), Грифон, Диана, Исида, и многие другие боги и божества изображались на монетах.
С появлением первых монет, появились и первые подделки. Этот вид преступления был достаточно распространенным. В IV веке до н.э. в Афинах в законах Солона, за подделку монет, уже была предусмотрена смертная казнь. На стенах святилища Аполлона в Афинах, были высечены слова, которые знал каждый человек: «Лучше подделывать монету , чем истину».
Культы, религия и искусство[править]
Мифы и легенды о богах и героях образовали целые циклы, которые стали в дальнейшем источником сюжетов для литературы, драматургии и скульптур.
Параллельно с мифологией развивалась культовая практика — жертвоприношения и молитвы, которые проходили в храмах. Каждый город имел бога-покровителя. Афина считалась покровительницею Афин. Олимпия была центром поклонения Зевсу, которому посвящались здесь спортивные Олимпийские соревнования. Место главного святилища Аполлона — Дельфы, где находился известный дельфийский оракул (оракул — место в святилище, где получали ответ божества на заданный вопрос, или именно прорицания божества), как считали греки здесь находился отмеченный особым камнем центр Земли.
Человечные, проникнуты гармонией образы греческой мифологии, стали почвой для развития древнегреческого искусства. Мифология древних греков оказала решающее влияние на формирование древнеримской мифологии и религии. В эпоху Возрождения она была активно включена в европейский культурный процесс. До сих пор к ней не ослабевает и научный, и познавательный, и эстетический интерес.
Пантеизм[править]
Эллины обожествляли Пана, козлоногого, похотливого бога природы, который изображался с огромным эрегирующим фаллосом. Именно фаллос сделался символом этого божества. Ему поклонялись эллины в священных рощах и садах, в честь него устраивали фонтаны в виде все тех же фаллосов; фаллические статуи, символы, амулеты имели всеобщее распространение; марионетки с поднимающимися фаллосами были обязательными участниками театральных зрелищ, официальных празднеств и традиционных шествий земледельцев вокруг полей, имевших целью повысить плодородие земли с помощью Пана. Вокруг этого бога кружился целый сонм духов: это кентавры – духи горных потоков, нимфы – духи лугов, дриады – духи деревьев, силены – духи лесов, сатиры – духи виноградников, и пр.
Земледельческое население особо чтило Деметру – «мать хлебов», и в подражание ей, забеременевшей от крестьянина на поле, совершался ритуал соития прямо на свежевспаханной земле, имевший магический смысл – воздействие на силы плодородия земли. Эллины почитали и страшились Артемиду – богиню диких зверей. Городское население чтило Гефеста – бога ремесла, покровителя кузнецов, а также Афину, которая была не только богиней мудрости, но и покровительницей изобретателей, ремесленников, в особенности гончаров; считалось, что именно она создала первый гончарный круг. Горожане особо выделяли также Гермеса – бога путешествий, торговли, охранявшего от воров; считалось, что он сделал первые весы, гири, и установил измерительные стандарты.
Деятели культуры поклонялись Аполлону – богу искусств, и музам. Моряки приносили жертвы Посейдону – богу моря. Все эллины объединялись в поклонении Зевсу – верховному богу, и Мойре – богине судьбы. Богам строились храмы, возводились величественные статуи. Считалось, что в сакральное время дух богов входил в статуи; поэтому жрецы совершали ритуалы омовения, одевания, трапез и отхода ко сну статуй; в дни летнего и зимнего солнцестояния совершались ритуалы священного брака, когда статую бога несли в дом первого архонта, укладывали в постель вместе с женой архонта, и последняя, считалось, могла забеременеть от бога. В Элладе на протяжении всей ее истории совершались жертвоприношения животные и человеческие. Фемистокл, современник V в. до н.э., самого просвещенного века Эллады, собственноручно задушил трех прекраснейших юношей в качестве жертвы накануне Саламинского сражения, и он полагал, что одержал победу над персами только благодаря этой жертве. В Афинах, самом культурном и демократическом полисе, всегда содержались в особых домах увечные, больные, преступники, которые объявлялись «фармака», то есть «козлами отпущения» в дни бедствий и подлежали ритуальному побитию камнями или сожжению. На сценических подмостках эллинских театров проливалась реальная кровь тех трагедийных героев, которые согласно сценарию должны были погибнуть – в последний момент вместо основного актера выводился дублер из числа все тех же отверженных, и он погибал, становясь жертвой богам. В эллинистический период культ жертвоприношений еще более усилился. Фаллический культ приобрел ничем не сдерживаемый оргиастический характер.
Источники[править]
Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек эгейской культуры, записанных линейным письмом Б. Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги (например, di-wi-o-jo — Diwijos, Зевс и женский аналог di-wi-o-ja). Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.
Мифология «тёмных веков» (между упадком крито-микенской цивилизации и возникновением античной греческой цивилизации) известна только по позднейшим источникам.
Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются:
- «Илиада» и «Одиссея» Гомера
- «Теогония» Гесиода
- «Библиотека» Псевдо-Аполлодора
- «Мифы» Гигина
- «Метаморфозы» Овидия
- «Деяния Диониса» Нонна
Некоторые древнегреческие авторы пытались объяснить мифы с рационалистических позиций. Эвгемер писал о богах как о людях, чьи поступки были обожествлены. Палефат в сочинении «О невероятном», анализируя события, описанные в мифах, предполагал их результатами недопонимания или досочинения деталей.
Мифология древних греков рассматривается как архетипическая основа их культуры.
Происхождение[править]
Древнейшие боги греческого пантеона тесно связаны с общеиндоевропейской системой религиозных верований, имеются параллели и в именах — так, индийский Варуна соответствует греческому Урану, и т. д.
Дальнейшее развитие мифологии шло по нескольким направлениям:
- присоединение к греческому пантеону некоторых божеств соседних или завоёванных народов
- обожествление некоторых героев; героические мифы начинают тесно сливаться с мифологией
Известный румыно-американский исследователь истории религии Мирча Элиаде даёт следующую периодизацию древнегреческой религии:
- 30 — 15 вв. до н. э. — крито-минойская религия.
- 15 — 11 вв. до н. э. — архаическая древнегреческая религия.
- 11 — 6 вв. до н. э. — олимпийская религия.
- 6 — 4 вв. до н. э. — философско-орфическая религия (Орфей, Пифагор, Платон).
- 3 — 1 вв. до н. э. — религия эллинистической эпохи.
Зевс, согласно легенде, родился на Крите от Реи и титана Крона (в рим. Кронос или Хронос, что означает время), а Минос, по которому названа крито-минойская цивилизация, считался его сыном. Однако, та мифология, которую мы знаем, и которую потом переняли римляне, органически связана с греческой народностью. О возникновении этой народности можно говорить с приходом первой волны ахейских племен в начале II тыс. до н. э. В 1850 году до н. э. уже были построены Афины, названные по имени богини Афины. Если принять эти соображения, то религия древних греков возникла где-то в районе 2000 года до н. э.
Религиозные представления древних греков[править]
Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие или мифологические (и мифографические) представления.
Известны разные сочетания, иерархии генеалогии божественных существ — «Олимп», различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах — Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арес, Афродита, Гермес). Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов; в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения (восточные элементы; обоготворение — даже при жизни). В общерелигиозном сознании эллинов не существовало какой-либо определённой общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь всё более уясняется благодаря археологическим раскопкам и находкам. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои, и где какой почитался преимущественно (например, Зевс — в Додоне и Олимпии, Аполлон — в Дельфах и на Делосе, Афина — в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий — в Эпидавре); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества).
Списки богов, мифологических существ и героев[править]
Списки богов и генеалогия отличаются у разных античных авторов.
Первое поколение богов[править]
Сначала существовала Мгла (Скотос). Из нее появился Хаос.
От Мглы и Хаоса родились Никта/Нюкта/Никата (Ночь), Эреб (Мрак) и Эрос (Любовь).
Второе поколение богов[править]
Дети Никты и Эреба — Эфир (Воздух) и Гемера (День); братья-близнецы Гипнос (Сон) и Танатос (Смерть); Керы (Несчастья), Мойры (Судьба), Мом (Злословие и Глупость), Немезида (Возмездие), Эрида (Раздор), Эринии (Мщение); Ата (Обман).
Дети Эфира и Гемеры — Гея (Земля) и Уран (Небо).
Дети Геи — Тартар (Бездна), Понт (внутреннее Море); (отцы — Уран, Понт и Тартар) — Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), титаны и титаниды, гекатонхейры.
Титаны[править]
Титаны:
Титаниды:
Младшее поколение:
- Астерия
- Атлас
- Гелиос (персонификация солнца)
- Лето
- Менетий
- Прометей
- Селена (персонификация луны)
- Электра
- Эос (персонификация утренней зари)
- Эпиметей
- Ихтиония
Олимпийцы[править]
Дети титана Кроноса и титаниды Реи:
- Зевс — рим. Юпитер. Бог неба и грома, глава древнегреческого Пантеона. Атрибуты: лабрис, орел, молния, гром, дуб, колесница.
- Гера — рим. Юнона. Покровительница семьи и брака, покровительница рожениц, супруга Зевса. Атрибуты: полотно ткани, диадема, шар, колесница.
- Посейдон — рим. Нептун. Владыка морей. Атрибуты: трезубец, дельфин, колесница, жена — Амфитрита.
- Аид — владыка подземного царства мёртвых. Брат Зевса, рим. Плутон, Гадес, Орк, Дит. Атрибуты: трёхглавый пёс Цербер (Кербер), вилы (двузубец), колесница. Жена — Персефона (Прозерпина).
- Деметра — рим. Церера. Богиня земледелия и плодородия. Атрибуты: посох в виде стебля.
- Гестия — рим. Веста. Богиня домашнего очага. Атрибуты: факел. Богиня-девственница.
Потомки детей Кроноса и Реи:
- Аполлон — рим. Феб. Бог солнца, света и правды, покровитель искусств, наук и врачевания, бог-прорицатель. Атрибуты: лавровый венок, лук со стрелами, колесница, золотая лира.
- Арес — рим. Марс. Бог кровожадной, несправедливой войны. Атрибуты: шлем, меч, щит, колесница. Любовник или муж Афродиты.
- Артемида — рим. Диана. Богиня луны и охоты. Богиня-девственница. Атрибуты: колчан со стрелами, лань, колесница.
- Афина — греч. Паллада; рим. Минерва. Богиня мудрости, справедливой войны, покровительница города Афины, ремесел, наук. Атрибуты: сова, змея. Одета как воин. В руках — щит с изображением головы Медузы Горгоны (Эгида) и копьё. Изображалась со статуэткой богини победы — Ники. Родилась из головы Зевса. Богиня-девственница.
- Афродита — рим. Киприда; рим. Венера. Богиня любви и красоты. Атрибуты: пояс, яблоко, зеркало, голубь, роза, колесница.
- Гермес — рим. Меркурий. покровитель дорог и путников, посланник Зевса, первым научивший людей азбуке, счету и торговле. Также считается покровителем воров. Атрибуты: крылатые сандалии, шлем-невидимка с крылышками, кадуцей (посох в виде двух переплетенных змей).
- Гефест — рим. Вулкан. Бог кузнечного дела, покровитель всех ремесленников и огня. Хромоногий. Жена — Афродита. Атрибуты: клещи, кузнечные меха, пилос (шапочка мастерового), колесница.
- Дионис — греч. Вакх; рим. Бахус. Бог виноградарства и виноделия, земледелия. Покровитель театра. Атрибуты: венок из виноградной лозы, чаша с вином, колесница.
Боги и божества водной стихии[править]
- Амфитрита — богиня моря, супруга Посейдона
- Ахелой — речной бог с телом быка и лицом человека. Его рог, отрубленный Гераклом, стал рогом изобилия
- Лимнады — нимфы озёр и болот
- Наяды — нимфы родников, источников и рек
- Нереиды — морские нимфы, сестры Амфитриаты
- Океан — персонификация мифологической мировой реки, омывающей Ойкумену
- Океаниды — дочери Океана
- Понт — бог внутреннего моря
- Посейдон — бог моря
- Речные боги — боги рек, сыновья Океана и Тефиды
- Тефида — титанида, жена Океана, мать океанид
- Тритоны — свита Посейдона и Амфитриты
- Тритон — бог, вестник глубин
Боги и божества воздушной стихии[править]
- Аура — персонификация лёгкого ветра, воздуха
- Борей — олицетворение северного бурного ветра
- Зефир — западный сильный ветер, считался также вестником богов (у римлян стал олицетворять ласкающий, лёгкий ветер)
- Нефела — богиня облаков
- Нот — южный ветер
- Эвр — восточный ветер
- Эол — полубог, повелитель ветров
Боги смерти и подземного мира[править]
- Аид — бог подземного царства мёртвых
- Персефона — супруга Аида, богиня плодородия и царства мёртвых, дочь Деметры
- Минос — судья царства умерших
- Радамант — судья царства умерших
- Геката — богиня мрака, ночных видений, чародейств, всех чудовищ и привидений
- Мелиноя — богиня духов, одна из служанок Аида. Присматривает за неупокоенными мертвецами, бродящими по земле. Каждую ночь выходит из царства мертвых, чтобы попугать смертных
- Керы — духи войны, насилия, болезней и немощей. Питаются кровью погибших
- Танатос — бог смерти
- Гипнос — бог забвения, сна, брат-близнец Танатоса
- Эринии — богини мести
Музы[править]
- Каллиопа — муза эпической поэзии
- Клио — муза истории в древнегреческой мифологии
- Мельпомена — муза трагедии
- Полигимния — муза торжественных гимнов
- Терпсихора — муза танца
- Талия — муза комедии и лёгкой поэзии
- Урания — муза астрономии
- Эвтерпа — муза лирической поэзии и музыки
- Эрато — муза любовной поэзии
Циклопы[править]
- Арг — «молния»
Гекатонхейры[править]
Дети Урана и Геи:
Гиганты[править]
(некоторые из примерно 150)
Другие боги[править]
- Ника — богиня победы
- Селена — богиня луны
- Эрос — бог любви
- Гименей — бог брака
- Ирида — богиня радуги, вестница богов
- Ата — богиня заблуждения, помрачения ума
- Апата — богиня обмана
- Фобос — бог страха, сын Ареса
- Деймос — бог ужаса, родной брат Фобоса
- Асклепий — бог врачевания
- Морфей — бог сновидений (поэтическое божество, сын Гипноса)
- Гимерот — бог плотской любви и любовного наслаждения
- Ананке — божество-воплощение неотвратимости, необходимости
- Алоэй — древнее божество обмолоченного зерна
- Пан — бог лесов, покровитель охотников и пастухов. Спутник Диониса
- Эрида — богиня хаоса.
Неперсонифицированные боги[править]
Неперсонифицированные боги — боги-«множества».
Чудовища[править]
- Амфисбена
- Василиск
- Гарпии
- Грифоны
- Драконы
- Единороги
- Ехидна
- Кентавры (Центавры)
- Ламия
- Лернейская гидра
- Медуза
- Минотавр
- Немейский лев
- Орф
- Пегас
- Пифон
- Сатиры
- Сирены
- Стигийские собаки
- Стимфалийские птицы
- Сфинкс
- Сцилла и Харибда
- Тифон
- Фениксы
- Харибда
- Химера
- Цербер (Кербер)
- Привидение Эмпуса
Герои[править]
Смертные потомки бога и смертной женщины, реже — богини и смертного мужчины. Как правило, обладали исключительными (иногда сверхъестественными) физическими способностями, творческими дарованиями, иногда способностью к прорицаниям и т. п.
См. также[править]
- География древнегреческой мифологии
- Фауна древнегреческой мифологии
- Лошади в древнегреческой мифологии
- Флора древнегреческой мифологии
- Хронология древнегреческих мифов
- Древнеримская мифология
- Соответствие римских и греческих богов
- Агальма
Примечания[править]
<references group=""></references>
Подкатегории
В этой категории отображается 78 подкатегории из имеющихся 78.
Г
Д
М
П
С
Х
Страницы в категории «Древнегреческая мифология»
Показано 200 страниц из 474, находящихся в данной категории.
(Предыдущая страница) (Следующая страница)А
- Абес
- Авгий
- Автоноя
- Автоноя (дочь Кадма)
- Агава
- Агава (дочь Кадма)
- Агамеда
- Агамемнон
- Аганиппа
- Агоний
- Агрий (гигант)
- Адонис
- Адрастея
- Аид
- Аид Хтоний
- Актеон и Артемида
- Актея (нереида)
- Алекто
- Алкионей
- Алкмена
- Алконост
- Алпос
- Алфей
- Алфито
- Амазономахия
- Амврозия
- Амебей
- Амелет
- Амфибей
- Амфитрита
- Ананке
- Андромаха
- Андромеда
- Антей
- Антиопа
- Апесантий
- Аполлон
- Аполлон Ликейский
- Аполлон Мойрагет
- Апомий
- Апта
- Аргос
- Аргос (город)
- Аргос Панопт
- Арес
- Арес Стратий
- Аретуса
- Аристарх
- Артемида
- Асия
- Аск
- Асклепий
- Астерия
- Астеропа
- Астрапей
- Астрей
- Астрея
- Асфалий
- Ата
- Атлант
- Атлант (керкоп)
- Атлантида
- Атропос
- Аттис
- Аттис (бог Фригии)
- Ауксо
- Афина
- Афина и Арахна
- Афон
- Афродита
- Ахелой
- Ахерон
- Ахерон (река)
- Ахилл
- Ахиллесова пята
Г
- Галатея
- Галатея (нереида)
- Ганимед
- Гармония
- Геба
- Гегемона
- Геката
- Гектор
- Геликоний
- Гелиос
- Гелло
- Гемера
- Генетлий
- География древнегреческой мифологии
- Гера
- Геракл
- Герас
- Герион
- Геркей
- Гермес
- Герои Олимпа
- Гесиона
- Геспера
- Гесперия
- Гестия
- Гефест
- Гея
- Гиакинф
- Гигантомахия
- Гиес
- Гикесий
- Гиперефуса
- Гиперион
- Гипнос
- Гиппий
- Гиппокампус
- Гипсист
- Гирапсий
- Главк Морской
- Гомункулус
- Гонгилат
- Гоплодам
- Горгофона (дочь Персея)
- Горкий
- Гратион