Иштарь
Иштарь | |
---|---|
Царица ночи, Британский музей, Лондон |
|
Мифология: | Вавилонская мифология,Аккадская мифология |
Пол: | женский |
В иных культурах: | Инанна, Афродита, Астарта, Венера |
Отец: | Эль |
Супруг: | Баал |
Связанные персонажи: | Гильгамеш, Таммуз, Эрешкигаль |
Связанные события: | Легенды |
И́штар,Иштарь (араб. عشتار Иштар, перс. ایشتار Истар, ивр. עשתרת Ашторет, др.-греч. Ἀστάρτῃ Астарта; Анунит, Нана, Инанна) — в аккадской мифологии — богиня плодородия и плотской любви, войны и распри; ассоциируется с пятницей. В вавилонском пантеоне астральное божество, олицетворение планеты Венера. Соответствует шумерской Инанне. Иштар считалась покровительницей проституток, гетер и гомосексуалистов. Дочь Эля и жена Баала, а также Сета (в египетской мифологии). Она - богиня любви в вавилонской мифологии. Изначально почиталась как местное божество Двуречья (Аккад, Арбела, Урук, Ниневия и т.д.). Во II тыс. до н.э. культ Иштар широко распространился среди хурритов, хеттов, митаннийцев, финикийцев соответствует финикийской Астарте).
Есть миф о богине любви Иштарь и прекрасном Таммузе, умирающем и каждую весну воскресающем боге. Этот миф перешел в финикийскую, а оттуда в греческую мифологию, где воплотился в легенде об Адонисе и Афродите.
Таммуз не занимал первых мест среди божеств, он был эзотерическим богом солнца. Сперва он понимался как один из стражей у ворот в подземный мир. Таммуз занимал примечательное положение мужа Иштар, вавилонской и ассирийской Матери-Богини.
Характеристики[править]
Иштар была богиней любви и войны, чаще всего ассоциировалась с сексуальностью: её культ часто включал сакральную проституцию; её святой город Урук звался «городом священных куртизанок», а сама Иштар часто упоминалась, как «куртизанка богов». Иштар имела много любовников; однако, в записях Гуиранда сказано:
Горе тому, кого Иштар почтила! Непостоянная богиня обращается с её случайными любовниками жестоко, и несчастные обычно дорого платят за оказанные им услуги. Животные, порабощённые любовью, теряют свою природную силу: они попадают в капканы охотников или одомашниваются ими. "Ты возлюбила льва, могучего и крепкого", - говорит герой Гильгамеш Иштар, - "и ты же вырыла для него семь и семь ям! Ты полюбила коня, могучего в битве, и обрекла его на поводок, стрекало и кнут." Даже для богов любовь Иштар фатальна. В молодости Иштар любила Таммуза, бога урожая, и - если верить Гильгамешу - эта любовь стала причиной смерти Таммуза. |
Иштар была дочерью Нинурты. Ей особенно поклонялись в северной Месопотамии, в ассирийских городах Ниневия, Ашур и Эрбиль.
Кроме львов на воротах её символом также является восьмиконечная звезда.
Миф о Нисхождении Иштар[править]
Текст сохранился в двух версиях — фрагмент из Ашшура (XI век до н. э.) и из библиотеки Ашшурбанапала (VII век до н. э.).
Сюжет поэмы тесно связан с более ранним шумерским мифом «Нисхождение Инанны».
Интересно, что причина, по которой богиня отправляется в царство мёртвых, нигде не указана.
Иштар, дочь Сина и сестра Мардука, спускается в нижний мир и требует, чтобы привратник открыл ей ворота. В противном случае она грозится разломать дверь и поднять мёртвых. Сторож просит гостью подождать и бежит докладывать царице Эрешкигаль, что пришла её сестра. Эрешкигаль при этом известии впадает в ярость, но затем велит впустить Иштар и поступить с ней согласно древним законам. Страж проводит богиню через семь врат подземного мира и в каждых воротах снимает с неё какое-нибудь украшение (возможно — амулеты, имеющие магическую силу). Когда нагая и безоружная Иштар предстала перед сестрой, та приказала Намтару закрыть её во дворце и наслать на богиню 60 болезней.
Между тем на земле с уходом Иштар жизнь замерла, всё живое перестало размножаться. Посол богов Пасуккаль сообщает об этом Эйе. Премудрый бог создаёт евнуха Аснамира и отправляет его с посланием в царство мёртвых. Эрешкигаль разъярилась, увидев Аснамира, но отказать ему почему-то не смогла. Она приказывает Намтару оживить сестру с помощью живой воды и напоминает, что по законам нижнего мира при выходе из преисподней Иштар обязана предоставить себе замену. Иштар проходит через семь ворот, где ей возвращают отобранные ранее вещи. Конец мифа не совсем ясен. Скорее всего, по аналогии с шумерским сказанием заменой Иштар в стране без возврата становится её возлюбленный, бог плодородия Таммуз (шум. Думузи). Отныне он проводит полгода в царстве мёртвых, а полгода — с любимой (подобно Персефоне).
Исследователь сравнительной мифологии Джозеф Кэмпбелл сопоставлял Иштар/Инанну с Афродитой, а также проводил параллели между парой Иштар-Таммуз и египетской триадой Исида-Осирис-Хор.
См. также[править]
Примечания[править]
<references group=""></references>
- Мифические персонажи
- Вавилонская мифология
- Вавилонские богини плодородия
- Богини плодородия
- Боги плодородия
- Вавилонские богини
- Вавилонские боги
- Богини
- Боги
- Аккадская мифология
- Аккадские богини плодородия
- Аккадские богини
- Аккадские боги
- Древнеегипетская мифология
- Древнеегипетские богини плодородия
- Древнеегипетские богини
- Древнеегипетские боги
- Вавилонские богини любви и брака
- Богини любви
- Богини брака
- Боги любви
- Боги брака
- Аккадские богини любви и брака
- Древнеегипетские богини любви и брака
- Вавилонские богини войны
- Богини войны
- Боги войны
- Аккадские богини войны
- Древнеегипетские богини войны
- Вавилонские богини времени и судьбы
- Богини времени
- Богини судьбы
- Боги времени
- Боги судьбы
- Аккадские богини времени и судьбы
- Древнеегипетские богини времени и судьбы
- Вавилонские богини охоты
- Богини охоты
- Боги охоты
- Аккадские богини охоты
- Древнеегипетские богини охоты
- Мифология Месопотамии
- Богини Месопотамии
- Боги Месопотамии